Место и значение ектении в богослужении и образ её исполнения
DOI:
https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2020.4.2.009Keywords:
ектения, виды ектении, содержание ектении, место ектении в богослужении, смысл употребления ектении в богослужении, образ исполнения ектении, нестроения при исполнении ектенииAbstract
Поводом для написания данной статьи послужила обеспокоенность автора состоянием богослужения в наши дни. Причём тревогу вызывает не сокращение объёма литургических текстов, а потеря понимания и чувства значимости некоторых из них. Отсюда, естественно, развивается достаточно вольное отношение к ним и, соответственно, небрежное исполнение их во время богослужения. После краткого упоминания о том, как должна совершаться служба Богу, автор переходит к основному предмету статьи. А она посвящена ектении как важнейшей части почти всех особо значимых богослужебных чинов Православной Церкви. В публикации представлены виды ектений, дана характеристика их содержания, показано их место во всех службах, где они встречаются, выявляется их особая роль среди множества других молитвословий, из которых состоит то или иное богослужение. Особое внимание уделено причине неоднократного употребления ектений в составе канонов утрени. Здесь ектении призваны снять напряжение внимания при исполнении подряд большого количества тропарей. В наибольшей степени это относится к канону в первый день Пасхи. Неслучайно, только на этой службе ектении произносятся после каждой песни канона. Кроме этого, в статье даётся обоснование неоднократного произнесения ектений и на службах, не относящихся к суточному кругу, каковыми являются все пространные чинопоследования Требника, такие как службы таинств Крещения и Венчания, чины отпевания усопших, молебные пения. Отдельно отмечается образ исполнения ектении священнослужителями и хором. При этом особый акцент делается на те изъяны при совершении богослужения, которые укоренились почти во всех современных храмах.
Downloads
References
Источники
Апостольские постановления. Кн. 8. Сергиев Посад: СТСЛ, 2006.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2002.
Псалтирь (на церковно-славянском языке). Звенигород: Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь, 2001.
Служебник. Сергиев Посад: СТСЛ, 2009.
Типикон, сиесть Устав. М.: МП РПЦ, 2011.
Требник. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004.
Литература
Желтое М., диак. Ектения // ПЭ. 2008. Т. 18. С. 248-249.
Настольная книга священнослужителя. Т. 4. Почаев: Свято-Успенская Почаевская лавра, 2003.
Прошения, присовокупляемые к сугубой ектении на Литургии в дни памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских // ЖМП. 2013. № 7. С. 109.