The main directions of the church-singing activity of P. P. Mironositsky

Authors

  • Fufaeva Elena S. Moscow Theological Academy

DOI:

https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2022.9.2.015

Keywords:

church singing, hymnology, parish schools, St. Vladimir's Church Teaching School, The College Council under the Holy Synod

Abstract

The article is devoted to the review of the church-singing activity of P. Mironositsky. Until now, in church science, Mironositsky is known as a theologian and specialist in the field of the Church Slavonic language, in secular science - as a prominent figure of public education at the beginning of the XX century, while it was church singing activity that occupied a leading place in his life. The latter is justified in the article based on archival and published materials, pedagogical and compositional heritage, as well as the circumstances of Mironositsky's death. The article describes the identified areas of Mironositsky's church-singing activities: teaching, teaching-methodical, regent, conducting, composing, educational, administrative.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Fufaeva Elena S., Moscow Theological Academy

PhD Student at the Department of Ecclesiastical and Practical Disciplines at the Moscow Theological Academy

Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad 141300, Russia

torchfes3@gmail.com

References

Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, архивно-следственное дело П-75829.

РГИА. Ф. 734. Учебный комитет Министерства народного просвещения.

РГИА. Ф. 803. Училищный Совет при Святейшем Синоде.

ЦГА. Ф. 8952. Богословско-пастырское училище.

ЦГА. Ф. Р-1001. Административный отдел Ленгубисполкома.

ЦГИА. Ф. 2279. Петроградский богословский институт. Петроград. 1920–1923.

Вечер духовного пения (28 марта) / проф. А. А. Бронзов // Колокол. 30 марта. 1911. №1502.

Кондак или песнь (KONTAKION) на Рождество Христово. Творение святого Романа Сладкопевца / пер. с греч. П. Мироносицкого // Приходское чтение. 1912. № 33. С. 885–890.

Кондак или песнь (KONTAKION) на Святую Пасху. Творение святого Романа Сладкопевца / пер. с греч. П. Мироносицкого // Приходское чтение. 1913. № 38. С. 1089–1094.

Концерт в Свято-Владимирской школе 6 января // Народное образование. 1910. Кн. VII-VIII. С. 135.

Мартель Ф. Приемы быстрого счета (Procédés de calcul rapide) / пер. с фр. П. П. Мироносицкого. СПб: Синодальная тип., 1911.

Мартель Ф. Быстрый счет: Правила и упражнения для учащихся / пер. с франц. П. П. Мироносицкого. М.; Пг.: Государственное изд., 1923.

Мироносицкий П. П. Афинагор, христианский апологет II века. Казань: Тип. Императорского университета, 1894.

Мироносицкий П. П. Вопрос о духе церковного пения // Народное образование. 1900. Кн. III. С. 105–113.

Мироносицкий П. П. Воскресения день: Пасха – Христос Избавитель. В песнопениях пасхальной утрени. СПб: Синодальная тип., 1912.

Мироносицкий П. П. Дневник учителя церковно-приходской школы. Спб.: Тип. М. П. Фроловой, 1901.

Мироносицкий П. П. Записки по гармонии: Для духовных семинарий, епархиальных училищ, церковно-учительских и второклассных школ и для самообразования. Пг.: Синодальная тип., 1916.

Мироносицкий П. П. Записки по теории музыки. СПб.: Синодальная тип., 1904.

Мироносицкий П. П. Начальные сведения по музыке: Элементарная теория. СПб.: Синодальная тип., 1912.

Мироносицкий П. П. Не нам хвала! Песнь на воспоминание избавления церкви и державы Российския от нашествия галлов...: Для смешанного хора. СПб.: [б. и.], 1912.

Мироносицкий П. П. Несколько замечаний о так называемой церковной музыке // Христианское чтение. 1895. № 5–6. С. 596–616.

Мироносицкий П. П. Песнь в похвалу блаженной памяти св. патриарха Гермогена: Для хоров разных составов без сопровождения. СПб.: Тип. Г. Шмидт, 1912.

Мироносицкий П. П. Примерная программа по церковному пению для церковно-приходских школ. // Народное образование. Школьное пение. 1914. Ноябрь. С. 474–479.

Мироносицкий П. П. Пятидесятницу празднуем. Тайна Пресвятой Троицы и Утешитель – Дух Святой в песнопениях недели Пятидесятницы. СПб: Синодальная тип., 1913.

Мироносицкий П. П. Схемы гласовых мелодий: Пособие к распеванию стихир. Пг.: Синодальная тип., 1916.

Мироносицкий П. П. Тропари великих праздников: Для одного голоса. Пг., 1914.

Мироносицкий П. П. Церковно-приходская школа и церковное пение: Публичная лекция, читанная в г. Киеве, в зале Городской думы, 19 июля 1894 г. СПб.: Синодальная тип., 1894.

Мироносицкий П. П. Школа и пение // Народное образование. 1905. Кн. 1. С. 111–113.

Мироносицкий П. П. Школьный певческий обиход. Библиографический отдел // Народное образование. 1917. Февраль. С. 164–165.

Мироносицкий П. П. Школьный певческий обиход по программе пения для церковно-приходских школ, утвержденной определением Синода от 19–24 августа 1916 года. Годы 1–4. Пг.: Синодальная тип., 1917.

Мироносицкий П. П. Школьный рождественский праздник. СПб.: ред. Журн. Народное Образование, 1898.

Музыкальные наброски // Новое время. 1 марта 1899. № 8264.

Н. Б. Из истории методов обучения нотной грамоте. // Народное образование. Школьное пение. 1911. Ноябрь–декабрь. С. 1–4.

Ноты-буквы: Изложение буквенного метода певческой нотации / П. П. Мироносицкий. СПб.: Синодальная тип., 1905.

Ноты-буквы: Для учителей и самообучения / сост. по англ. букв. методе П. П. Мироносицкого. СПб.: Синодальная тип., 1905.

Ноты-буквы: Певческая грамота для начальных школ и народных хоров / сост. по англ. букв. методе П. П. Мироносицкого. Кн. 1–2. СПб.: Синодальная тип., 1905.

Отзвук молитвы. Для женского или детского хора. / слова П. Мироносицкого, муз. М. Гольтисона. СПб, 1902.

Преподо́бнаго Рома́на Сладкопевца Конда́къ на Вознесение Господне / пер. с греч. П. Мироносицкого // Приходское чтение. 1914. № 2. С. 49–56.

Преподо́бнаго Рома́на Сладкопевца Конда́къ на неделю Ва́йи. гл. 6 / пер. с греч. П. Мироносицкого // Приходское чтение. 1914. № 50. С. 1494–1497.

Преподо́бнаго Рома́на Сладкопевца Конда́къ на святую Пятидесятницу, гл. 8 / пер. с греч. П. Мироносицкого // Приходское чтение. 1914. № 3. С. 81–86.

Руднев М. Н. Богословская женская церковно-учительская школа Каширского уезда Тульской губернии / М. Руднев. Пг.: Изд. Школы, 1915.

Светлый праздник / слова П. Мироносицкого, муз. М. Попова-Северянина // Музыкальные картинки. 1910. С. 9–12.

Свято-Владимирская женская церковная учительская школа в Петрограде за 25 лет ее существования (1889–1914 гг.): Посвящается всем «идеалистам» / проф. А. А. Бронзов. Пг.: Синодальная тип. 1914. М.: Книга по требованию, 2016.

Тигров В. Святой уголок // Колокол. 17 декабря 1913. № 2294.

Соловьев Н. М. Чему и как учить на уроках пения в начальной школе. Учительская библиотека по вопросам школьного воспитания и обучения. Вып. 1. СПб.: ред. журн. Народное образование, 1907.

Тихий ветерок // Колокол. 12 марта 1914. № 236.

Церковное пение как учебный предмет // Народное образование. 1900. Кн. VI-VII. С. 191–196.

Школа // Санкт–Петербургский духовный вестник. 12 января, 1901. № 2. С. 16–18.

Бурьяк М. К. Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности: На примере этнокультурных традиций новгородской земли: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05. СПб., 1999.

Гейнрихс И. П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. М.: Музгиз, 1962. (В помощь педагогу-музыканту).

Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (кон. XIX — XX в.). / отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. (Studia filologica).

Лихинина Т. Н. Овладение нотной грамотой как фактор развития музыкального слуха на уроках музыки в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук. СПб, 2013.

Основные принципы распевания богослужебных текстов в современном осмогласном обиходе // Е. С. Кустовский, Н. А. Потемкина // Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции. М., Московские православные регентские курсы, 2016. С. 4–6.

Сильченкова Л. С. Языковые закономерности и принципы как основа обучения русской грамоте: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. [Место защиты: Московский педагогический государственный университет]. М., 2007.

Тихонова И. Е. Хоровое сольфеджио. К проблеме воспитания музыкального слуха хоровых дирижеров: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. Ленинград, 1978.

Фуфаева Е. С. Акафист Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной иконы, именуемой Казанская, для четырехголосного женского хора в переложении П. П. Мироносицкого // Сборник избранных статей по итогам работы Международной научно-практической конференции. Казань, 19-21 июля 2016 года. Казань: Центр инновационных технологий, 2016. С. 176–181.

Фуфаева Е. С. Церковно-певческие сочинения П. П. Мироносицкого для женского хора как один из аспектов его педагогической деятельности // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы X Международной научно-практической конференции / под ред. Г. И. Батыршиной. Казань: Казанский федеральный университет, 2021. С. 403–411.

Штец А. А. Букваристика как саморазвивающаяся методическая система: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02; [Место защиты: Челябинский государственный педагогический университет]. Челябинск, 2009.

Published

2022-07-15

How to Cite

Fufaeva Е. С. (2022). The main directions of the church-singing activity of P. P. Mironositsky. Praxis, (2 (9), 184–206. https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2022.9.2.015

Issue

Section

Publications and archival material

Categories