Омовения и помовения

Авторы

  • Михайлов Игорь, протодиакон Московская Духовная Академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2020.4.2.010

Ключевые слова:

омовение, помовение, умовение, служебник, литургия, плюновение, Евхаристия, богослужение, богослужебная практика, духовенство

Аннотация

Статья посвящена определению этимологии слов «омовение» и «помовение», показана принципиальная разница между вышеуказанными понятиями на основе богослужебных указаний и исторической практики, упомянуты размышления по данному вопросу великих церковных святителей и деятелей. Основополагающим для данного исследования является эмпирический метод, включающий изучение главы 54 Устава1 XVI в. архиепископа Геннадия Новгородского, учительного известия, являющегося приложением Служебника, «Настольной книги священнослужителя» С. В. Булгакова и «Толкового Типикона» М. Н. Скабаллановича; анализ полученных сведений, наблюдение. В данном исследовании отражено отличие Устава современного и Устава архиепископа Геннадия
Новгородского в части указаний о благоговейном практическом отношении до, во время и после Святой Евхаристии для мирян и священнослужителей; показано различие смысла слов «омовение» и «помовение» на базе Священного Предания; акцентируется важность того, что приобщённый Святых Христовых Тайн священнослужитель, выйдя же из церкви, не сразу приступит к какому-либо делу, но некоторое время пребудет в молитвах и размышлении, а также воздержится от излишнего вкушения пищи, пития и сна. Всё это ради любви и чести к Небесному Царю Господу нашему Иисусу Христу, Которого причастившийся принял в обитель своей души и стал сотелесным Христовым Телом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Михайлов Игорь, протодиакон, Московская Духовная Академия

кандидат богословия, старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Московской Духовной Академии

141300, Московская область, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

protosmda@mail.ru

Библиографические ссылки

Источники

Библия. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.

Устав рукописный XVI в. // ЦАК. Ф. МДА. К. 1.

Литература

Богослужебное Евангелие // ЖМП. 1996. № 5. С. 74-80.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1913.

Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М.: Храм св. Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2001.

Лебедев А. П. Поучительные черты домашней и семейной жизни древних христиан // ВикиЧтение. [Электронный ресурс]. URL: https://religion.wikireading.ru/459 (дата обращения: 24.11.2019).

Лебедев А. П. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания. М.: [Б. и.], 1900.

Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М.: МП РПЦ, 1977.

Пентковский А. М. Иерусалимский типикон в Константинополе в Палеологовский период // ЖМП. 2003. № 5. С. 77-87.

Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М.: Сретенский монастырь, 2016.

Загрузки

Опубликован

2020-08-15

Как цитировать

Михайлов, И. (2020). Омовения и помовения. Праксис, (2 (4), 149–161. https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2020.4.2.010

Выпуск

Раздел

Исследования и статьи

Категории