О некоторых проблемах источников канонического права
DOI:
https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2024.17.4.003Ключевые слова:
каноническое право, правопонимание, социологический подход к праву, психологический подход к праву, теория естественного права, юснатурализм, кодификация канонического права, нормативизм, позитивистское правопонимание, второбрачие клириковАннотация
Понятие источников канонического права, их иерархия и значение зависят от того, какого понимания права мы придерживаемся. На основании анализа распространенных в современном правоведении нормативистского, юснатуралистического, социологического, психологического и интегративного подходов к правопониманию делается вывод о преобладании интегративного правопонимания в каноническом праве Православной Церкви. На примерах из светского и церковного права раскрывается опасность социологического правопонимания в целом и применительно к каноническому праву в частности. С точки зрения данного подхода, под видом «жизненности» права может обосновываться легкость нарушения правовых норм (исходя из прагматических целей практики), их нестабильность и вариативность. Обосновывается вывод о необходимости кодификации действующих писаных и неписаных источников канонического права для усиления канонической законности в церковной жизни.
Скачивания
Библиографические ссылки
Абате Антонио, M.O.P. Положение о браке в новом каноническом законодательстве. М.: Паолине, 2000.
Амвросий Оптинский, прп. «Остаюсь с искренним благожеланием…» Письма. Отрывки из писем. М.: Московское подворье Введенской Оптиной пустыни, 2011.
Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М.: Культурный центр "Духовная библиотека", 2004. (Серия: Церковные реформы) (Дискуссии в Православной российской церкви начала XX века. Поместный собор 1917–1918 гг. и предсоборный период).
Васьковский Е. В. Учебник гражданского права. М.: Статут, 2003.
Гражданский процесс / под ред. С. Н. Абрамова. М.: Юриздат, 1948.
Григорий (Матрусов), иерод. Каноны: правила Церкви и правила жизни. М.: Общество любителей церковной истории, 2017.
Ермаков Василий, прот. Во имя спасения России. Поучения. СПб.: Русская классика, 2008.
Загоровский А. И. Курс Семейного права. М.: Зерцало, 2003.
Иванов П. Тайна святых. Введение в апокалипсис. СПб.: Диалог, 2004.
Макарий (Маркиш), иером. Уроки любви. М.: Даниловский благовестник, 2008.
Макарий Оптинский, прп. «Молю Господа даровать уму моему слово на пользу Вашу». Избранные письма к мирским особам. М.: Русский хронограф, 2022.
Никодим (Милаш), еп. Рукоположение, как препятствие к браку // БВ. 1907. Т. 1. № 2. С. 371–385; № 3. С. 429–459.
Павлов А. С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002.
Павел, Патриарх Сербский. Уясним некоторые вопросы нашей веры. Минск: Д.В.Харченко, 2007.
Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права. СПб.: Изд. СПбГУ, 2005.
Правила Святых отец с толкованиями. М.: Московское общество любителей духовного просвещения, 1884.
Рейсман В. М. Скрытая ложь. Взятки: крестовые походы и реформы. М.: Прогресс, 1988.
Салий Я. Брак по христиански. Киев: Кайрос, 2000.
Суворов Н. С. Учебник церковного права. М.: Зерцало, 2004.
Троицкий С. В., проф. Второбрачие клириков. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1912.
Ференс-Сороцкий А. А. Каноническое (церковное) право // Правоведение. 2009. № 6. С. 150–161.
Ференс-Сороцкий А. А. О низкопоклонстве перед Западом // Третейский суд. 2022. № 4. С. 123–136.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.