Модель воспитания на основе православной традиции как основа сохранения традиционных ценностей в России
DOI:
https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2023.13.4.009Ключевые слова:
модель воспитания на основе православной традиции, национальный воспитательный идеал, антропологический идеал, русская цивилизация, принципы православной педагогики, традиционные ценности, духовно-нравственное становление личности, просвещение, православная педагогикаАннотация
В статье обозначена проблема развития системы отечественного образования через сохранение традиционных ценностей русского народа и преемственности поколений. Отмечается, что в России, на протяжении столетий, традиционные ценности формировались на основе Православного вероучения. Выделяются три группы ценностей, традиционных для православного сознания. Отмечается, что усвоение ценностной парадигмы учащимися возможно через реализацию православной модели воспитания, в основе которой лежит христианское представление о человеке, смысле его бытия и предназначении. В статье рассматривается структура модели воспитания на основе православной традиции, приводятся основные цели и принципы, формы, методы, средства обучения и воспитания, критерии, соответствующие показателям, по которым можно судить об уровне сформированности ценностных ориентиров личности в условиях образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом.
Скачивания
Библиографические ссылки
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальное опубликование правовых актов. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения 04.11.2023).
Федеральная рабочая программа воспитания / Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования // Федеральные рабочие программы воспитания в составе Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Министерство просвещения Российской Федерации. 2023. С. 2–16. [Электронный ресурс]. URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-vospitaniya/ (дата обращения 12.10.2023).
Василий Великий, свт. Беседа первая о сотворении человека «по образу» // Творения: в 2 т. Т. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2008.
Георгий (Шестун), архим, М. В. Захарченко. Вернуться в Россию: Миссия и стратегическая цель образования // Непрерывное образование. 2019. № 2 (28). С. 10–12.
Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск: Цицеро, 2014.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. (Стандарты второго поколения).
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2022. № 3 (15). С. 64–83.
Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Пугачев А. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского университета 2022. Т. 10, № 1. С 2.
Слободчиков В. И, Королькова И. В., Остапенко А. А., Захарченко М. В. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности. М.: Российский институт стратегических исследований, 2016.
Фролов И. Т. Философский словарь. М.: Республика, 2001.
Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2001.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.