«Иже в монасьтыре часто пиры творят»: Несколько набросков к будущим комментариям Канонических ответов митрополита Иоанна Продрома
DOI:
https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2023.11.2.006Ключевые слова:
Древняя Русь, каноническое право, Митрополит Иоанн II, черноризец Иаков, Канонические ответы митрополита Иоанна II, древнерусский монастырь, монашеская трапеза, монашеские пирыАннотация
Канонические ответы митрополита Иоанна — хорошо известный, но ещё недооценённый и не прокомментированный в полном мере источник по ранней истории Русской церкви. Представленная статья является попыткой комментария 29 ответа митрополита Иоанна II о практике организации и проведения в монастырях совместных монашеских трапез. Анализ источников позволяет заключить, что при всём иноческом максимализме черноризца Иакова, отражённые в вопросе и полученном на него ответе реалии нуждаются в критике и предельной осторожности. Между тем, практика монашеских пиров, хоть и вступала в противоречие с нормами иноческого благочестия и уставами, однако воспринималась в местной церковной и монастырской среде в качестве своего рода нормы, отражавшей представления о христианской любви, как её понимали на Руси. Данная ситуация стала результатом переноса в монашескую среду представлений, заимствованных из дружинной (боярской) и княжеской культуры.
Скачивания
Библиографические ссылки
Былины о Садке // Новгородские былины / изд. подг. Ю. И. Смирнов и В. Г. Смолицкий. М.: Наука, 1978. С. 148–231.
Во вторник третьей недели поста, на часах, слово утешительное к братии о пользе душевной // БЛДР. 1997. Т. 1: XI–XII века. С. 442–445.
В четверг третьей недели поста слово святого Феодосия о терпении, о любви и посте // БЛДР. 1997. Т. 1: XI–XII века. С. 434–439.
Вопросы Кирика, Саввы и Илии, с ответами Нифонта, епископа новгородского, и других иерархических лиц // Памятники древнерусского канонического права / ред. А. С. Павлов. Ч. 1. СПб.: [б. и.], 1908. Стб. 21–62.
Грамота № 605 // Древнерусские берестяные грамоты. [Электронный ресурс]. URL: http://gramoty.ru/birchbark/document/show/novgorod/605/ (дата обращения 20.07.2023).
Житие Авраамия Смоленского // БЛДР. 1997. Т. 5. С. 30–65.
Житие Феодосия Печерского // БЛДР. 1997. Т. 1: XI–XII века. С. 352–433.
Изборник 1076 года: тексты и исследования / изд. подгот. В. С. Голышенко; под. ред. С. И. Коткова. М.: Наука, 1965.
Илья Муромец в ссоре со Владимиром // Илья Муромец / подг. текст., стат. и коммент. А. М. Астаховой. М.; Л.: Наука, 1958. С. 230–234.
Канонические ответы митрополита Иоанна II // Памятники древнерусского канонического права / ред. А. С. Павлов. Т 6. Ч. 1: Памятники древне-русского канонического права. СПб.: [б. и.], 1908. Стб. 1–20.
Киево-Печерский Патерик // БЛДР. 1997. Т. 4: XII век. С. 296–489.
Кирилл Туровский, свт. Слово о бельцах и монашестве // БЛДР. 1997. Т. 4: XII век. С. 170–185.
Отрывки греческого текста канонических ответов русского митрополита Иоанна II / публ. и примеч. проф. А. С. Павлова. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1873.
Память и похвала князю русскому Владимиру // БЛДР. 1997. Т. 1: XI–XII вв. С. 316–327.
Пападимитриу С. Д. Иоанн II, митрополит Киевский и Федор Продром. Одесса: Эконом, 1902.
Письмо митрополита Иоанна Ф. Продрому // Митрополиты Древней Руси (X–XVI) века / архим. Макарий (Веретенников). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2016. C. 127–128.
Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: Язык славянской культуры, 2001.
Поучения к простой чади // БЛДР. 1997. Т. 4: XII век. С. 284–291.
Поучение митрополита русского Никифора в Неделю сыропустную в церкви к игуменам и ко всему иерейскому и дьяконскому чину и к мирским людям // Жидята: святитель, писатель, мыслитель / И. В. Дергачева, В. В. Мильков, С. В. Милькова. М.: Изд. Мир философии, 2016. С. 337–340.
Правда Русская: в 3 т. / сост. Б. В. Александров, В. Г. Гейман, Г. Е. Кочин, Н. Ф. Лавров и Б. А. Романов; под ред. Б. Д. Грекова. Т. 2: Тексты. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1947.
Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), еп. Далматинско-Истрийского: пер. с серб. / предисл. проф. И. Пальмов. Прилож. к журн. «Церковный вестник» и «Христианское чтение». Т. 1–2. СПб.: Изд. СПбДА, 1911.
Студийско-Алексиевский устав // Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси / А. М. Пентковский. М.: Изд. Московской Патриархии, 2001. С. 229–422.
Суд Ярославль Вол(о)димерич(ь). Правда русьская // Правда Русская: в 3 т. / сост. Б. В. Александров, В. Г. Гейман, Г. Е. Кочин, Н. Ф. Лавров и Б. А. Романов; под ред. Б. Д. Грекова. Т. 1: Тексты. C. 104–117.
Требник / по благословению патр. Алексия II. СПб.: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1995.
Устав князя Ярослава о церковных судах // Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. / изд. подг. Я. Н. Щапов. М.: Наука, 1976. C. 86–91.
Артамонов Ю. А. Анна Далассина и Анна (Янка) Всеволодовна: византийский опыт монастырского строительства на Руси // Электронный научно-образовательный журнал История. 2019. Т. 10. № 9 (83). С. 2.
Артамонов Ю. А. Византийский опыт организации «двойных» монастырей в Древней Руси // Восточная Европа в древности и средневековье. Вып. 30: XXX Юбилейные Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто. Москва, 17–20 апреля 2018. Материалы конференции. М.: ИВИ РАН, 2018. С. 12–15.
Артамонов Ю. А. "Двойные монастыри" Древней Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 1 (75). С. 10–14.
Ванькова А. Б. "Двойные", смешанные или монастыри-побратимы? O статусе так называемых двойных монастырей в Византии VIII–XV вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 86. С. 25–39.
Гайденко П. И. Несколько замечаний о социальных аспектах древнерусского монашества XI — первой половины XIII вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. № 4 (12). С. 48–78.
Голубинский Е. Е. История Русской церкви. Кн. 16: Период первый, киевский или домонгольский: Первая половина тома. М.: Крутицкое Патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 1997.
Гришина Е. А., Махов А. Е. Формулы в составе текста: к анализу новгородской берестяной грамоты № 605 // Балто-славянские исследования 1985. М.: Наука, 1987. С. 209–221.
Кириллин В. М. Образ князя Владимира Святославича в древнерусских гомилиях XI–XII вв. // Древняя Русь: Пространство книжного слова = Ancient Rus: The field of the bookish word: историко-филологические исследования / отв. ред. В. М. Кириллин. М.: Языки славянской культуры, 2015. С. 63–97.
Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове: в 5 кн. Кн. 3: Бытие и быт. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.
Павлов А. С. Номоканон при большом требнике: его история и тексты, греческий и славянский, с объяснениями и критическими примечаниями: Опыт научного разрешения вопроса об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем правительствующем синоде. М.: тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897.
Vinulović L. Irene Doukaina and the double monastery of the Theotokos Kecharitomene and Christ Philanthropos: relation between private piety and ktetorship // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1(31). С. 71–82.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.