Основные направления церковно-певческой деятельности П. П. Мироносицкого

Авторы

  • Фуфаева Елена Сергеевна Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2022.9.2.015

Ключевые слова:

церковное пение, гимнология, церковно-приходские школы, Свято-Владимирская церковно-учительская школа, Училищный совет при Святейшем Синоде

Аннотация

Статья посвящена обзору церковно-певческой деятельности П. П. Мироносицкого. До настоящего времени в церковной науке Мироносицкий известен как богослов и специалист в области церковно-славянского языка, в светской науке – как видный деятель народного просвещения начала XX века, в то время как именно церковно-певческая деятельность в его жизни занимала ведущее место. Последнее обосновано в статье с опорой на архивные и опубликованные материалы, педагогическое и композиторское наследие, а также обстоятельства кончины Мироносицкого.

В статье дана характеристика выявленных направлений церковно-певческой деятельности Мироносицкого: преподавательской, учебно-методической, регентской, дирижерской, композиторской, просветительской, административной.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Фуфаева Елена Сергеевна, Московская духовная академия

аспирант кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад Троице-Сергиева лавра

torchfes3@gmail.com

Библиографические ссылки

Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, архивно-следственное дело П-75829.

РГИА. Ф. 734. Учебный комитет Министерства народного просвещения.

РГИА. Ф. 803. Училищный Совет при Святейшем Синоде.

ЦГА. Ф. 8952. Богословско-пастырское училище.

ЦГА. Ф. Р-1001. Административный отдел Ленгубисполкома.

ЦГИА. Ф. 2279. Петроградский богословский институт. Петроград. 1920–1923.

Вечер духовного пения (28 марта) / проф. А. А. Бронзов // Колокол. 30 марта. 1911. №1502.

Кондак или песнь (KONTAKION) на Рождество Христово. Творение святого Романа Сладкопевца / пер. с греч. П. Мироносицкого // Приходское чтение. 1912. № 33. С. 885–890.

Кондак или песнь (KONTAKION) на Святую Пасху. Творение святого Романа Сладкопевца / пер. с греч. П. Мироносицкого // Приходское чтение. 1913. № 38. С. 1089–1094.

Концерт в Свято-Владимирской школе 6 января // Народное образование. 1910. Кн. VII-VIII. С. 135.

Мартель Ф. Приемы быстрого счета (Procédés de calcul rapide) / пер. с фр. П. П. Мироносицкого. СПб: Синодальная тип., 1911.

Мартель Ф. Быстрый счет: Правила и упражнения для учащихся / пер. с франц. П. П. Мироносицкого. М.; Пг.: Государственное изд., 1923.

Мироносицкий П. П. Афинагор, христианский апологет II века. Казань: Тип. Императорского университета, 1894.

Мироносицкий П. П. Вопрос о духе церковного пения // Народное образование. 1900. Кн. III. С. 105–113.

Мироносицкий П. П. Воскресения день: Пасха – Христос Избавитель. В песнопениях пасхальной утрени. СПб: Синодальная тип., 1912.

Мироносицкий П. П. Дневник учителя церковно-приходской школы. Спб.: Тип. М. П. Фроловой, 1901.

Мироносицкий П. П. Записки по гармонии: Для духовных семинарий, епархиальных училищ, церковно-учительских и второклассных школ и для самообразования. Пг.: Синодальная тип., 1916.

Мироносицкий П. П. Записки по теории музыки. СПб.: Синодальная тип., 1904.

Мироносицкий П. П. Начальные сведения по музыке: Элементарная теория. СПб.: Синодальная тип., 1912.

Мироносицкий П. П. Не нам хвала! Песнь на воспоминание избавления церкви и державы Российския от нашествия галлов...: Для смешанного хора. СПб.: [б. и.], 1912.

Мироносицкий П. П. Несколько замечаний о так называемой церковной музыке // Христианское чтение. 1895. № 5–6. С. 596–616.

Мироносицкий П. П. Песнь в похвалу блаженной памяти св. патриарха Гермогена: Для хоров разных составов без сопровождения. СПб.: Тип. Г. Шмидт, 1912.

Мироносицкий П. П. Примерная программа по церковному пению для церковно-приходских школ. // Народное образование. Школьное пение. 1914. Ноябрь. С. 474–479.

Мироносицкий П. П. Пятидесятницу празднуем. Тайна Пресвятой Троицы и Утешитель – Дух Святой в песнопениях недели Пятидесятницы. СПб: Синодальная тип., 1913.

Мироносицкий П. П. Схемы гласовых мелодий: Пособие к распеванию стихир. Пг.: Синодальная тип., 1916.

Мироносицкий П. П. Тропари великих праздников: Для одного голоса. Пг., 1914.

Мироносицкий П. П. Церковно-приходская школа и церковное пение: Публичная лекция, читанная в г. Киеве, в зале Городской думы, 19 июля 1894 г. СПб.: Синодальная тип., 1894.

Мироносицкий П. П. Школа и пение // Народное образование. 1905. Кн. 1. С. 111–113.

Мироносицкий П. П. Школьный певческий обиход. Библиографический отдел // Народное образование. 1917. Февраль. С. 164–165.

Мироносицкий П. П. Школьный певческий обиход по программе пения для церковно-приходских школ, утвержденной определением Синода от 19–24 августа 1916 года. Годы 1–4. Пг.: Синодальная тип., 1917.

Мироносицкий П. П. Школьный рождественский праздник. СПб.: ред. Журн. Народное Образование, 1898.

Музыкальные наброски // Новое время. 1 марта 1899. № 8264.

Н. Б. Из истории методов обучения нотной грамоте. // Народное образование. Школьное пение. 1911. Ноябрь–декабрь. С. 1–4.

Ноты-буквы: Изложение буквенного метода певческой нотации / П. П. Мироносицкий. СПб.: Синодальная тип., 1905.

Ноты-буквы: Для учителей и самообучения / сост. по англ. букв. методе П. П. Мироносицкого. СПб.: Синодальная тип., 1905.

Ноты-буквы: Певческая грамота для начальных школ и народных хоров / сост. по англ. букв. методе П. П. Мироносицкого. Кн. 1–2. СПб.: Синодальная тип., 1905.

Отзвук молитвы. Для женского или детского хора. / слова П. Мироносицкого, муз. М. Гольтисона. СПб, 1902.

Преподо́бнаго Рома́на Сладкопевца Конда́къ на Вознесение Господне / пер. с греч. П. Мироносицкого // Приходское чтение. 1914. № 2. С. 49–56.

Преподо́бнаго Рома́на Сладкопевца Конда́къ на неделю Ва́йи. гл. 6 / пер. с греч. П. Мироносицкого // Приходское чтение. 1914. № 50. С. 1494–1497.

Преподо́бнаго Рома́на Сладкопевца Конда́къ на святую Пятидесятницу, гл. 8 / пер. с греч. П. Мироносицкого // Приходское чтение. 1914. № 3. С. 81–86.

Руднев М. Н. Богословская женская церковно-учительская школа Каширского уезда Тульской губернии / М. Руднев. Пг.: Изд. Школы, 1915.

Светлый праздник / слова П. Мироносицкого, муз. М. Попова-Северянина // Музыкальные картинки. 1910. С. 9–12.

Свято-Владимирская женская церковная учительская школа в Петрограде за 25 лет ее существования (1889–1914 гг.): Посвящается всем «идеалистам» / проф. А. А. Бронзов. Пг.: Синодальная тип. 1914. М.: Книга по требованию, 2016.

Тигров В. Святой уголок // Колокол. 17 декабря 1913. № 2294.

Соловьев Н. М. Чему и как учить на уроках пения в начальной школе. Учительская библиотека по вопросам школьного воспитания и обучения. Вып. 1. СПб.: ред. журн. Народное образование, 1907.

Тихий ветерок // Колокол. 12 марта 1914. № 236.

Церковное пение как учебный предмет // Народное образование. 1900. Кн. VI-VII. С. 191–196.

Школа // Санкт–Петербургский духовный вестник. 12 января, 1901. № 2. С. 16–18.

Бурьяк М. К. Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности: На примере этнокультурных традиций новгородской земли: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05. СПб., 1999.

Гейнрихс И. П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. М.: Музгиз, 1962. (В помощь педагогу-музыканту).

Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (кон. XIX — XX в.). / отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки русской культуры, 2001. (Studia filologica).

Лихинина Т. Н. Овладение нотной грамотой как фактор развития музыкального слуха на уроках музыки в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук. СПб, 2013.

Основные принципы распевания богослужебных текстов в современном осмогласном обиходе // Е. С. Кустовский, Н. А. Потемкина // Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции. М., Московские православные регентские курсы, 2016. С. 4–6.

Сильченкова Л. С. Языковые закономерности и принципы как основа обучения русской грамоте: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. [Место защиты: Московский педагогический государственный университет]. М., 2007.

Тихонова И. Е. Хоровое сольфеджио. К проблеме воспитания музыкального слуха хоровых дирижеров: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. Ленинград, 1978.

Фуфаева Е. С. Акафист Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной иконы, именуемой Казанская, для четырехголосного женского хора в переложении П. П. Мироносицкого // Сборник избранных статей по итогам работы Международной научно-практической конференции. Казань, 19-21 июля 2016 года. Казань: Центр инновационных технологий, 2016. С. 176–181.

Фуфаева Е. С. Церковно-певческие сочинения П. П. Мироносицкого для женского хора как один из аспектов его педагогической деятельности // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы X Международной научно-практической конференции / под ред. Г. И. Батыршиной. Казань: Казанский федеральный университет, 2021. С. 403–411.

Штец А. А. Букваристика как саморазвивающаяся методическая система: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02; [Место защиты: Челябинский государственный педагогический университет]. Челябинск, 2009.

Загрузки

Опубликован

2022-07-15

Как цитировать

Фуфаева, Е. С. (2022). Основные направления церковно-певческой деятельности П. П. Мироносицкого . Праксис, (2 (9), 184–206. https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2022.9.2.015

Выпуск

Раздел

Публикации и архивные материалы

Категории