Канонический анализ содержания театрального искусства по свидетельствам святых отцов и учителей Церкви II–IV веков

Авторы

  • Чайковский Назарий Петрович Московская Духовная Академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2021.7.2.013

Ключевые слова:

античный театр, Христианская Церковь, театральное искусство, трагедия, комедия, античная драма, мимы, Римская империя, отцы Церкви, каноническое право

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей развития античного театрального искусства и реакцией на него со стороны отцов и учителей Христианской Церкви II–IV вв., как одной из фундаментальных причин негативного отношения Церкви к театру на всём протяжении истории. Осуществлена попытка анализа тех сценических форм и жанров, которые были наиболее распространены в Римской империи в означенный период и дана их каноническая оценка в рамках наиболее интересных и важных церковных правил этого периода.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Чайковский Назарий Петрович , Московская Духовная Академия

Аспирант кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

Августин Блаженный. Творения. Т. 3. О граде Божием. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-пресс, 1998.

Аристотель. Поэтика / пер. М. Л. Гаспарова // Аристотель. Творения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 645–680.

Армстронг А. Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006.

Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 т. М. 1995.

Василий Великий, свт. Творения. Т. 1. Ч. 2. М. 1891.

Головня В. В. История античного театра. М.: Искусство, 1972.

Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. М.: Молодая гвардия; Палимпсест. 2009.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. Кн. 1. М.: СТСЛ, 1993.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. Кн. 2. М.: СТСЛ, 1993.

Карпюк С. Г., Кудрявцева Т. В., Кулишова О. В. Границы и функции античного искусства: введение в спецкурс // Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета. 2013. С. 297–317.

Киприан Карфагенский, свт. Книга о зрелищах // Киприан Карфагенский, свт. Творения. Ч. 2. Киев, 1879. С. 338–368.

Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М.: Русский Хронографъ. 2004.

Кравцов Н. А. Государственное регулирование театра и статус актеров в Древнем Риме // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 3. С. 100–108.

Кравцов Н. А. Христианская мысль первых веков о политической роли искусства // Вестник юридического факультета ЮФУ. 2019. Т. 6. № 2. С. 19–22.

Кузина Н. В. К вопросу о происхождении культа Диониса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. Вып. 4–1. С. 252–259.

Кулишова О. В. Хор в древнегреческом театре V в. до н. э. // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015. Вып. 23. С. 36–51.

Лебедев А. П. Публичные зрелища и голос церкви по поводу них. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения. СПб.: Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1903.

Ливий Т. История Рима от основания города. Т. 1. М.: Наука, 1989.

Лосев А. Ф. Философия Мифология Культура. М.: Изд. Политической литературы. 1991.

Михалицын П. Е. От Мельпомены ко Христу: судьба античного театра в Византии (Лекция 25) // Византийская мозаика. Сборник публичных лекций Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимоновском храме. Вып. 3. Харьков: Майдан, 2015. С. 192–235.

Моммзен Т. История Рима. СПб.: Лениздат, 1993.

Поляков Е. Н. Римский театр — история становления // Вестник ТГАСУ. 2013. № 2 (39). С. 9–23.

Поляков Е. Н., Иноземцева Т. О. Древнегреческий театр — история зарождения. // Вестник ТГАСУ. 2014. № 1 (42). С. 9–30.

Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск: Изд-во Урал. унта, 1989.

Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. М.: [Б. и.],1877.

Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск: Мордовский гос. ун-т им. Н. П. Огарева, 1973.

Раин А. П. Свт. Иоанн Златоуст и театральные зрелища его времени. Страсть к зрелищам в древнем мире и борьба с нею вселенского учителя. // Христианское чтение. 1896. Вып. 1. С. 171–193.

Ромах Н. И. Культурогенность Древнего Рима // Аналитика культурологи. 2007. Вып. 7.

Татиан. Речь против эллинов // Сочинения древних христианских апологетов. СПб. Алетейя, 1999. С. 176–183.

Тертуллиан. О зрелищах // Тертуллиан. Творения Ч. 2. СПб. 1849. С. 122–161.

Чекалова А. А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника. СПб.: Алетейя, 1997.

Чистюхин И. Н. Византийский театр: учебное пособие. Орел.: ОГИК, 2018.

Чистюхин И. Н. Каноническое право Православной Церкви о зрелищах и театре // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2018. № 2. С. 89–116.

Чистюхин И. Н. Отношение христианской Церкви к театру в контексте научного исследования церковных канонов // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2016. № 3. С. 94–117.

Чистюхин И. Н. Содержание античных зрелищ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 10. С. 127–134. [Электронный ресурс]. URL: https://e- koncept.ru/2016 (дата обращения 01.09.2021).

Загрузки

Опубликован

2021-12-27

Как цитировать

Чайковский , Н. . (2021). Канонический анализ содержания театрального искусства по свидетельствам святых отцов и учителей Церкви II–IV веков. Праксис, (2 (7), 184–214. https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2021.7.2.013

Выпуск

Раздел

Juvenalis. Магистерские и аспирантские исследования

Категории