Неизреченные глаголы (2 Кор. 12, 3–4) в экзегетической полифонии прп. Симеона Нового Богослова: опыт медленного прочтения третьего «Нравственного слова»
DOI:
https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2023.9.1.005Ключевые слова:
прп. Симеон Новый Богослов, третье «Нравственное слово», неизреченные глаголы, медленное чтение, экзегезаАннотация
Богослова, выполненный методом медленного прочтения, что позволяет выявить его технику, динамику и содержательную глубину. Прп. Симеон не только интерпретирует природу неизреченных глаголов, услышанных ап. Павлом на третьем небе (2 Кор. 12, 3-4), но и размышляет о возможности подобного опыта для своих современников. В рамках исследования рассмотрено уникальное толкование Симеоном притчи о горчичном зерне, которое он связывает с духовной жизнью человека: зерно символизирует Святой Дух, а сад - сердце верующего. В попытке объяснить, как ап. Павел мог слышать неизреченные глаголы, Симеон обосновывает существование в душе единого чувства, которое при взаимодействии с земным миром проявляется через пять органов восприятия. Найденные автором буквальные параллели к этой идее в творениях св. Диадоха Фотикийского опровергают прежние сомнения исследователей относительно их влияния на Симеона. На основе данной концепции Симеон выдвигает три толкования неизреченных глаголов. Первое истолковывает их как незримые видения славы и божества Сына Божия, раскрываемые через просвещение Святым Духом. Второе связывает глаголы с благами, уготованными верным по Втором пришествии (1 Тим. 4, 8). Третье толкование отождествляет их со Святыми Дарами Евхаристии, которые соединяют верующего со Христом. Эти идеи приводят Симеона к призыву искать Царство Божие не как место, а как состояние, выражающееся в царствовании Бога в душе человека. В статье на основании анализа языковых, семантических и структурных особенностей текста выделены отличительные черты экзегетического метода прп. Симеона. Это позволяет рассматривать его не только как мистика, но и как оригинального и глубокого интерпретатора Священного Писания.
Скачивания
Библиографические ссылки
Anastasius Sinaïta. Oratio altera in psalmum VI ex alio codice // PG. T. 89. Col. 1116-1144.
Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos // PG. T. 27. Col. 60-545.
Basilius Caesariensis. De fide // PG. T. 31. Col. 464-472.
Basilius Caesariensis. De virginitate // PG. T. 30. Col. 669-809.
Basilius Caesariensis. Homiliae super Psalmos // PG. T. 29. Col. 209-494.
Joannes Climacus. Scala paradisi // PG. T. 88. Col. 632-1164.
Joannes Damascenus [spuria]. Sacra parallela // PG. T. 95. Col. 1040-1588.
Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques. T. 1 [Theol. 1-3 - Eth. 1-3] / éd. par J. Darrouzès. Paris: Cerf, 1966. (SC; vol. 122).
Максим Исповедник, прп. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты / вступит. ст., пер. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993.
Арранц М. Избранные сочинения по литургике. Т. 1. Таинства Византийского Евхология. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003.
Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). Париж: YMCA Press, 1980.
Иларион (Алфеев), митр. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М.: Издательский дом "Познание"; Изд. МП РПЦ, 2017.
Лурье В. М. Audiatur et altera pars: Стефан Никомидийский и его круг // Вестник РХГА. 2008. Т. 9. № 1. С. 281-285.
Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. М.: ИФРАН, 2007. EDN: SUPFNN
Соловьёв Р. С. История изучения текстов прп. Симеона Нового Богослова в западной науке // Метафраст. 2019. Т. 1. № 1. С. 154-187.
Соловьёв Р. С. "Нравственные слова" прп. Симеона Нового Богослова: вопросы датировки, рукописной традиции, адресата и названия // Метафраст. 2019. № 2 (2). С. 40-61.
Соловьёв Р. С. Наблюдения за языком и стилем преподобного Симеона Нового Богослова на материале третьего "Нравственного слова" // Метафраст. 2020. № 1 (3). С. 139-155.
Щукин Т. А. Задача с неизвестными: исторический контекст "Богословских слов" Симеона Нового Богослова // ΕΙΝΑΙ. 2015. Т. 4. № 1/2. С. 446-458.
Δημητράκος Δ. Μέγα λεξικὸν ὅλης τῆς Ἑλληνικῆς γλώσσης. Τ. 11. Ἀθήναι: Βραβεῖον Ἀκαδημίας, 1953.
Dods M. The Gospel of St. John. New York: A. C. Armstrong And Son, 1891.
Thunberg L. Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund: Open Court, 1995.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.



