Протопресвитер Иоанн Романидис (1972–2001): профессор, богослов, историк
DOI:
https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2022.2.8.006Ключевые слова:
протопресвитер Иоанн Романидис, биография, догматическое богословие, святоотеческая письменность, богословское образование, ромейская теория, терапевтическое богословиеАннотация
Личность протопресвитера Иоанна Романидиса на фоне других выдающихся греческих богословов XX в. выделяется своим стремлением к «инаковости», которая выражалась постоянным поиском глубинных ответов на те вопросы богословия и истории, которые уже давно казались устоявшимися и решёнными для большинства. Это стремление проявлялось во всех основных направлениях деятельности о. Иоанна: создании догматики «другого вида», выработке им собственного понимания истории, выразившейся в т. н. «ромейской теории», а также в создании особого направления в богословии - «терапевтического». Подобно творчеству протопресвитера, профессора и богослова, и сама его жизнь была живым выражением некой отчужденности по отношению к внешнему миру. Американец греческого малоазийского происхождения, проживший значительную часть жизни в Афинах, он всегда оставался «знамением пререкаемым» как по отношению к современному ему греческому обществу, так и для среды профессионального академического богословия и церковной иерархии. Биографии и значению трудов о. Иоанна Романидиса посвящена настоящая публикация.
Скачивания
Библиографические ссылки
Дементьева В. В. Концепции «универсальной» всеобщей истории («типологическая модель» Я. Буркхардта и «культурные круги» Эд. Мейера): влияние на «ромейскую теорию» // Всеобщая история и историческая наука в XX - начале XXI в. Сборник статей и сообщений II Международной научно-образовательной конференции: В 2 тт. Казань: Изд. Казан. ун-та, 2020. Т. 2. С. 6-9.
Дионисий (Шлёнов), игум. Три духовных этапа: очищение, озарение и обожение (κάθαρσις, φωτησμός / ἔλλαμψις, θέωσις) в византийской традиции // БВ. 2022. № 2 (45). С. 150-185.
Лаут Э., прот. Современные православные мыслители: от «Добротолюбия» до нашего времени. М.: Паломник, 2020.
Мелас С. Определяя православие как науку: научный характер православия у о. Иоанна Романидиса // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2020 г.: сборник тезисов Казань: Изд. Казанского ун-та, 2020. С. 361-362.
Kelley J. L. «Romeosyne» According to Protopresbyter John Romanides and Christos Yannaras: A Response to Pantelis Kalaitzidis. Norman (Okla.): Romanity Press, 2016. (Romeosyne. Breaks and Links Series; vol. 3).
Kelley J. L. A Realism of Glory: Lectures on Christology in the Works of Protopresbyter John Romanides. Rollinsford (N. H.): Orthodox Research Institute, 2009.
Papademetriou G., prot. Rev. to: Adrew J. Sopko. Prophet Roman Orthodoxy: The Theology of John Romanides. Dewdney (BC, Canada): Synaxis Press, 1998 // Θεολογία. 2006. № 2 (15). Σ. 762-765.
Rubeiz I. An Overview of Father John Romanides’ Therapeutic Theology // Slujind adevărul, slujim pe Dumnezeu şi pe oameni: aspecte ale cercetărilor doctorale actuale / coord.: pr. prof. dr. S. Viorel; tipărită cu binecuvântarea Înaltpreasfinţitului Teofan, Mitropolitul Moldovei şi Bucovinei. Iaşi: Doxologia, 2019. P. 144-156.
Sopko A. Prophet of Roman Orthodoxy - The Theology of John Romanides. Dewdney: Synaxis Press, 2003.
Stephanou E. A. Rev. to: Romanides J. S. Το Προπατορικόν Αμάρτημα // Greek Orthodox Theological Review. 1958-1959. Vol. 4/2. P. 173-178.
Γιανναράς Χ. Ορθοδοξία και Δύση στη Νεότερη Ελλάδα. Αθήνα: Δόμος, 1992.
Ιεροθέου (Βλάχου), μητρ. Εμπειρική Δογματική της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας κατά τις παραδόσεις του π. Ιωάννου Ρωμανίδη. Δόγμα - Ηθική - Αποκάλυψη. Ι.Μ. Γενεθλίου της Θεοτόκου, 2010-2011. Τ. 1-2.
Ιεροθέου (Βλάχου), μητρ. Ο Διάλογος της Ορθοδόξου Εκκλησίας με τους Ετεροδόξους, κατά τον π. Ιωάννη Ρωμανίδη // Εκκλησιαστική Παρέμβαση. 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-255/5037-2017-255-10 (дата обращения: 10.12.2022).
Ιεροθέου (Βλάχου), μητρ. Ο π. Ιωάννης Ρωμανίδης ως διδάσκαλος της Ορθοδόξου Δογματικής // Θεολογία. 2011. № 3 (82). Σ. 5-48.
Ιεροθέου (Βλάχου), μητρ. Π. Ιωάννης Ρωμανίδης. Ένας κορυφαίος δογματικός θεολόγος της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας. Ι. Μ. Γενεθλίου της Θεοτόκου, 2012.
Καλαϊτζίδης Π. Π. Ιωάννης Μέγιεντορφ και π. Ιωάννης Ρωμανίδης: δύο αντικρουόμενες ερμηνείες της παλαμικής θεολογίας // Επιστημονική επιθεώρηση του μεταπτυχιακού προγράμματος «Σπουδές στην Ορθόδοξη Θεολογία». Πάτρα: ΕΑΠ, 2013. Τ. 4. Σ. 201-234.
Μεταλληνού Γ., πρωτοπρ. Ιωάννης Σ. Ρωμανίδης. Ο «προφήτης της Ρωμηοσύνης» προσωπογραφούμενος μέσα από άγνωστα η λίγο γνωστά καίμενα. Αθήνα: Αρμός, 2003.
Νεόφυτος (Μασούρας), μητρ. Ο π. Ιωάννης Ρωμανίδης και οι Σύγχρονοι Εμπειρικοί Θεολόγοι. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zXg35dZq8Ys (дата обращения: 8.03.2023).
Σιάσου Λ. Λόγος χρωματικός, εις το εξόδιον του Πρεσβυτέρου Ιωάννου Ρωμανίδη // Εκκλησιαστική Παρέμβαση. 2001. Τεύχ. 70 (Νοε.). [Электронный ресурс]. URL: https://www.parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-70/3193-2001-70-14 (дата обращения: 20.03.2023).
Τρεμπέλας Π.Ν. Δογματική της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας. Αθήνα: Ο Σωτήρ, 1959. Τ. 1-3.
Φιλιππίδης Α. O π. Ιωάννης Ρωμανίδης ως ιστορικός // Π. Ιωάννης Ρωμανίδης, το έργο και η διδασκαλία του. Πρακτικά Ημερίδος και Θεολογικές-Ιστορικές Μελέτες. Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vimaorthodoxias.gr/theologikos-logos-diafora/o-p-ioannis-romanidis-os-istorikos-san-simera-ekimithi/?print=print (дата обращения: 10.12.2022).
Φωτοπούλου Λ., πρωτ. Η Γερόντισσα Ευλαμπία Ρωμανίδου // Εφημέριος. 2003. Ιούνιος. Σ. 11-14.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.