Неизреченные глаголы (2 Кор. 12, 3–4) в экзегетической полифонии прп. Симеона Нового Богослова: опыт медленного прочтения третьего «Нравственного слова»

Авторы

  • Соловьёв Роман Сергеевич Московская Духовная Академия; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

DOI:

https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2023.9.1.005

Ключевые слова:

прп. Симеон Новый Богослов, третье «Нравственное слово», неизреченные глаголы, медленное чтение, экзегеза

Аннотация

Богослова, выполненный методом медленного прочтения, что позволяет выявить его технику, динамику и содержательную глубину. Прп. Симеон не только интерпретирует природу неизреченных глаголов, услышанных ап. Павлом на третьем небе (2 Кор. 12, 3-4), но и размышляет о возможности подобного опыта для своих современников. В рамках исследования рассмотрено уникальное толкование Симеоном притчи о горчичном зерне, которое он связывает с духовной жизнью человека: зерно символизирует Святой Дух, а сад - сердце верующего. В попытке объяснить, как ап. Павел мог слышать неизреченные глаголы, Симеон обосновывает существование в душе единого чувства, которое при взаимодействии с земным миром проявляется через пять органов восприятия. Найденные автором буквальные параллели к этой идее в творениях св. Диадоха Фотикийского опровергают прежние сомнения исследователей относительно их влияния на Симеона. На основе данной концепции Симеон выдвигает три толкования неизреченных глаголов. Первое истолковывает их как незримые видения славы и божества Сына Божия, раскрываемые через просвещение Святым Духом. Второе связывает глаголы с благами, уготованными верным по Втором пришествии (1 Тим. 4, 8). Третье толкование отождествляет их со Святыми Дарами Евхаристии, которые соединяют верующего со Христом. Эти идеи приводят Симеона к призыву искать Царство Божие не как место, а как состояние, выражающееся в царствовании Бога в душе человека. В статье на основании анализа языковых, семантических и структурных особенностей текста выделены отличительные черты экзегетического метода прп. Симеона. Это позволяет рассматривать его не только как мистика, но и как оригинального и глубокого интерпретатора Священного Писания.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Соловьёв Роман Сергеевич , Московская Духовная Академия; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

ORCID: 0000-0002-0833-0624
PhD in Philology
Senior Teacher at the Department of Philology at the Moscow Theological Academy
Senior Teacher at the Department of Early Christian Literature at the St. Tikhon’s
Orthodox University for the Humanities

Библиографические ссылки

Anastasius Sinaïta. Oratio altera in psalmum VI ex alio codice // PG. T. 89. Col. 1116-1144.

Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos // PG. T. 27. Col. 60-545.

Basilius Caesariensis. De fide // PG. T. 31. Col. 464-472.

Basilius Caesariensis. De virginitate // PG. T. 30. Col. 669-809.

Basilius Caesariensis. Homiliae super Psalmos // PG. T. 29. Col. 209-494.

Joannes Climacus. Scala paradisi // PG. T. 88. Col. 632-1164.

Joannes Damascenus [spuria]. Sacra parallela // PG. T. 95. Col. 1040-1588.

Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques. T. 1 [Theol. 1-3 - Eth. 1-3] / éd. par J. Darrouzès. Paris: Cerf, 1966. (SC; vol. 122).

Максим Исповедник, прп. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты / вступит. ст., пер. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993.

Арранц М. Избранные сочинения по литургике. Т. 1. Таинства Византийского Евхология. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003.

Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). Париж: YMCA Press, 1980.

Иларион (Алфеев), митр. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М.: Издательский дом "Познание"; Изд. МП РПЦ, 2017.

Лурье В. М. Audiatur et altera pars: Стефан Никомидийский и его круг // Вестник РХГА. 2008. Т. 9. № 1. С. 281-285.

Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. М.: ИФРАН, 2007. EDN: SUPFNN

Соловьёв Р. С. История изучения текстов прп. Симеона Нового Богослова в западной науке // Метафраст. 2019. Т. 1. № 1. С. 154-187.

Соловьёв Р. С. "Нравственные слова" прп. Симеона Нового Богослова: вопросы датировки, рукописной традиции, адресата и названия // Метафраст. 2019. № 2 (2). С. 40-61.

Соловьёв Р. С. Наблюдения за языком и стилем преподобного Симеона Нового Богослова на материале третьего "Нравственного слова" // Метафраст. 2020. № 1 (3). С. 139-155.

Щукин Т. А. Задача с неизвестными: исторический контекст "Богословских слов" Симеона Нового Богослова // ΕΙΝΑΙ. 2015. Т. 4. № 1/2. С. 446-458.

Δημητράκος Δ. Μέγα λεξικὸν ὅλης τῆς Ἑλληνικῆς γλώσσης. Τ. 11. Ἀθήναι: Βραβεῖον Ἀκαδημίας, 1953.

Dods M. The Gospel of St. John. New York: A. C. Armstrong And Son, 1891.

Thunberg L. Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund: Open Court, 1995.

Загрузки

Опубликован

2025-11-08

Как цитировать

Соловьёв, Р. . (2025). Неизреченные глаголы (2 Кор. 12, 3–4) в экзегетической полифонии прп. Симеона Нового Богослова: опыт медленного прочтения третьего «Нравственного слова». Метафраст, (1 (9), 87–120. https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2023.9.1.005

Выпуск

Раздел

Исследования