Образ Оригена и четыре главные добродетели в «Благодарственной речи Оригену» свт. Григория Чудотворца

Авторы

  • Холодов Евгений Викторович ПСТГУ

DOI:

https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2022.2.8.003

Ключевые слова:

четыре главные добродетели,, самопознание, уподобление Богу, обожение, этика, Климент Александрийский, Ориген, Александрийская школа, Платон, стоицизм, свт. Григорий Чудотворец

Аннотация

В статье рассматривается образ Оригена и его педагогическая методика на основе раннехристианского памятника «Благодарственная речь Оригену», составленного его учеником свт. Григорием Неокесарийским. Особое внимание уделяется этическому компоненту. Рассматривается учение о четырёх главных добродетелях, самопознании и уподоблении Богу, а также связь этического учения Оригена с философской традицией платонизма и стоицизма. Четыре главные добродетели, которые в философию ввёл Платон, стали неотъемлемой частью античной пайдейи, их активно использовал в своём религиозно-философском синтезе Филон Александрийский. В александрийской христианской традиции они получили своё дальнейшее раскрытие, став неотъемлемой частью христианской нравственной системы и христианского любомудрия.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Холодов Евгений Викторович, ПСТГУ

бакалавр теологии (ПСТГУ) свободный исследователь

353412, Краснодарский край, Анапский район, с. Варваровка 

isolophey@mail.ru

Библиографические ссылки

Aelius Theon. Progymnasmata // Rhetores graeci. Vol. 2 / ed. L. Spengel. Lipsiae: B. G. Teubner, 1854.

Athanasius Alexandrinus. Epistola IV ad Serapionem: De Spiritu sancto // PG. T. 26. Col. 637-676.

Athanasius Alexandrinus. De decretis Nicaenae synodi // PG. Т. 25. Col. 416-476.

Athénagore. Supplique au sujet des chrétiennes et Sur la resurrection des morts / intr., texte et trad. B. Pouderon. Paris: Cerf, 1992. (SC; vol. 379).

Basile Césarée. Homélies sur l'Hexaéméron / texte grec, intr. et trad. S. Giet. Paris: Cerf, 1968. (SC; vol. 26bis).

Clément d’Alexandrie. Le Protreptique / intr., trad. et notes C. Mondésert. Paris: Cerf, 1949. (SC; vol. 2).

Clément d’Alexandrie. Les Stromates I / intr. C. Mondésert; trad. et notes M. Cester. Paris: Cerf, 1951. (SC; vol. 30).

Clément d’Alexandrie. Les Stromates II / intr. et not. P. Th. Camelot; texte grec et trad. C. Mondésert. Paris: Cerf, 1954. (SC; vol. 38).

Clément d’Alexandrie. Les Stromates VII / intr., texte critique, trad. et notes A. Le Boulluec. Paris. Cerf, 1997. (SC; vol. 428).

Eusèbe de Césarée. Histoire ecclésiastique. Livres V-VII / texte grec, trad. et notes G. Bardy. Paris: Cerf, 1955. (SC; vol. 41).

Evagre le Pontique. Traité Pratique ou Le moine / ed., trad., comm. A. Guillaumont et C. Guillaumont. Paris: Cerf, 1971. (SC; vol. 171).

Grégoire le Thaumaturge. Remerciement à Origène. Suivi de la Lettre d'Origène à Grégoire / texte grec, intr., trad. et notes H. Crouzel. Paris: Cerf, 1969. (SC; vol. 148).

Joannes Chrysostomus. Homiliae in Epistolam ad Ephesios // PG. T. 62. Col. 9-176.

Justin. Apologie pour les chrétiens / intr., texte grec, trad. et notes Ch. Munier. Paris: Cerf, 2006. (SC; vol. 507).

Origène. Homélies sur Jérémie. T. 2: Homélies XII-XX / ed., trad. et notes P. Nautin. Paris: Cerf, 1977. (SC; vol. 238).

Origène. Homélies sur S. Luc / texte latin et fragm. grecs, intr., trad. et notes H. Crouzel, F. Fournier, P. Périchon. Paris: Cerf, 1962. (SC; vol. 87).

Origène. Philocalie 21-27. Sur le libre arbiter / intr., texte, trad. et notes E. Junod. Paris: Cerf, 1976. (SC; vol. 226).

Origène.Commentaire sur Saint Jean. T. 1: Livres I-V / texte grec, trad. et notes C. Blanc. Paris: Cerf, 1966. (SC; vol. 120).

Origène.Commentaire sur Saint Jean. T. 5: Livres XXVIII-XXXII / texte grec, intr., trad. et notes C. Blanc. Paris: Cerf, 1992. (SC; vol. 385).

Origen. On First Principles: in 2 vols. / ed. and trans. by J. Behr. Oxford: Oxford University Press, 2017. (Oxford Early Christian Texts).

Origenes. Aufforderung zum Martyrium / eing. und über. M.-B. von Stritzky. Berlin; New York: W. de Gruyter; Herder, 2010. (Origenes Werke mit deutscher Übersetzung; Bd. 22).

Origenes. Contra Celsum: libri VIII / ed. M. Marcovich. Leiden; Boston; Köln: Brill, 2001. (Supplements to Vigiliae christianae; vol. 54).

Origenes. Enarrationes in Job (fragmenta in catenis) // PG. Т. 17. Col. 57-106.

Origenes. Expositiones in Proverbia Solomonis (fragmanta in catenis) // PG. Т. 17. Col. 161-252.

Origenes. Römerbriefkommentar. Bd. 2: Buch V-VI / hrsg. von Th. Heither. Freiburg; Basel; Wien; Barcelona; Roma; New York: Herder, 1993. (Frontes christiani; Bd. 2/3).

Origenes. Römerbriefkommentar. Bd. 3: Buch IX-X / hrsg. von Th. Heither. Freiburg; Basel; Wien; Barcelona; Roma; New York: Herder, 1996. (Frontes christiani; Bd. 2/5).

Origenes Werke. Bd. 2. Buch V-VIII gegen Celsus. Die Schrift vom Gebet / ed. P. Koetschau. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1899. (GCS; Bd. 3).

Origenes Werke. Bd. 9. Die Homilien zu Lukas in der Übersetzung des Hieronymus und die grechischen Reste der Homilien und des Lukas-Kommentars / ed. M. Rauer. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1930. (GCS; Bd. 35).

Origenes Werke. Bd. 10. Matthäuserklärung. Bd. 1 / ed. E. Klostermann; E. Benz. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1935. (GCS; Bd. 40).

Porphyrios. Contra christianos. Neue Sammlung der Fragmente, Testimonien und Dubia / Einleitung, Übersetzung und Anmerkungen von M. Becker. Berlin; Boston: W. de Gruyter, 2016. (Texte und Kommentare; Bd. 52).

Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica // PG. Т. 67. Col. 30-842.

Альбин. Учебник платоновской философии / пер. Ю. А. Шичалина // Платон. Диалоги / пер. с древнегреч., сост., ред. и втуп. статьи А. Ф. Лосева; примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1986. (Философское наследие; т. 98). С. 437-475.

Анастасий Синаит, прп. Путеводитель // Адриан (Пашин), игум. Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита «Путеводитель»: Монография. СПб.: СПбПДА, 2018. С. 147-359.

Афинагор Афинский. О воскресении мёртвых / вст. статья А. И. Сидорова. М.: Сибирская благозвонница, 2013.

«Богословские главы» прп. Максима Исповедника, или «Пчела» / вступ. статья, пер., послеслов. и примеч. П. К. Доброцветова. М.: Никея, 2013.

Василий Великий, свт. Творения: в 2 тт. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / пер. М. Л. Гаспарова; общ. ред., вступ. статья А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979. (Философское наследие; т. 99).

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на первое Послание к Тимофею / Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. Кн. 2. СПб.: СПбДА, 1905. С. 618-755.

Иероним Стридонский. О знаменитых мужах / пер. с лат., комм. М. Ф. Высокого // Церковные историки IV-V вв. М.: РОССПЭН, 2007. С. 9-57.

Климент Александрийский. Строматы / пер. и прим. Н. Корсунского. Ярославль: Тип. губернской земской управы, 1892.

Климент Александрийский. Строматы. Т. 1: Кн. 1-3 / изд. греч. текста, предисл., пер. и коммент. Е. В. Афонасина. СПб.: Изд. О. Абышко, 2003. (Библиотекака христианской мысли. Источники).

Мефодий, патр. Константинопольский. Похвала святителю Николаю / введ., пер. с греч., комм. Д. Е. Афиногенова // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, исскуства и материальной культуры. 2017. Т. 6. С. 599-617.

Ориген. О молитве и Увещание к мученичеству / пер. и прим. Н. Корсунскаго. 2-е изд. СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1897.

Ориген. О началах. Против Цельса. [Кн. I-IV] / пер. Л. И. Писарева. СПб.: Библиополис, 2008.

Ориген. Против Цельса. Кн. 5 / пер. А. Р. Фокина // Богословский сборник ПСТБИ. 1999. № 4. С. 99-123; 2001. № 7. С. 115-142.

Ориген. Толкование на Евангелие от Иоанна / пер., комм. и предисл. О. И. Кулиева. СПб.: РХГА, 2018.

Петр (Екатериновский), еп. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. М.: Сибирская благозвонница, 2004.

Платон. Сочинения. Ч. 5: Филеб, Кратил, Теэтет, Софист / пер. с греч. и комм. В. Н. Карпова. М.: Синод. тип., 1879.

Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования / пер., коммент., всуп. статья, прилож. и общ. ред. А. Д. Пантелеева. СПб.: Гуманитарная академия, 2017. (Via sacra; vol. 3).

Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М.: Паломник, 1996. (Библиотекака отцов и учителей Церкви; т. 4).

Фрагменты ранних греческих философоф. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / под ред. А. В. Лебедева. М.: Наука, 1989.

Фрагменты ранних стоиков. Т. 3. Ч. 1: Хрисипп. Этические фрагменты / пер. комм. А. А. Столярова. М.: ГЛК, 2007.

Адамов И. И. Святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад: СТСЛ, 2006.

Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: ГЛК, 2002.

Алиева О. В. Беседа III свт. Василия Великого «На слова: внемли себе» как философский протрептик // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2012. Вып. 1 (39). C. 21-29.

Алиева О. В. «Сократический протрептик» и образ Оригена в «Благодарственной речи» // Вестник РХГА. 2013. Т. 14. Вып.2. С. 237-245.

Беневич Г. И. Царский путь и середина (μεσότης) у Иоанна Кассиана Римлянина и Максима Исповедника // Verbum 19: «Никомахова этика» в истории европейской мысли. СПб.; Псков: Псковский государственный университет, 2017. С. 102-118.

Ващенко А.В. Самопознание в античной философской мысли и христианской традиции // Вестник РХГА. 2020. Т. 21. Вып. 2. С. 24-31.

Дворецкая М. Я. Интегративная антропология. СПб.: Ин-т практической психологии, 2003.

Диллон Дж. Средние платоники: 80 г. до н. э. - 220 н. э. / пер. с англ. Е. В. Афонасина. СПб.: Изд. О. Абышко; Алетейя, 2002. (Мировое наследие).

Дионисий (Шлёнов), игум. Представления о «Царском пути» в византийском богословии и аскетики. На примере учения о шествии души к Богу прп. Никиты Стифата // БВ. 2017. №. 26-26 (3-4). С. 355-391.

Дионисий (Шлёнов), игум. Принцип «познай себя» у преподобного Никиты Стифата в контексте византийской традиции // БВ. 2018. № 28 (1). С. 96-126.

Дионисий (Шлёнов), игум. Учение прп. Никиты Стифата о четырёх главных добродетелях в контексте античной и византийской литературы. Часть 1 // БВ. 2019. № 32 (1). С. 192-209.

Дионисий (Шлёнов), игум. Учение прп. Никиты Стифата о четырёх главных добродетелях в контексте античной и византийской литературы. Часть 2 // БВ. 2019. № 33 (2). С. 178-203.

Дионисий (Шлёнов), игум. Учение о четырёх родовых добродетелях в трактате «De virtutibus et passionibus», приписываемом прп. Ефрему Сирину, в контексте греческой патристической традиции // Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие. М.: Познание, 2019. С. 352-364.

Доддс Э. Р. Язычник и христианин в смутное время: Некоторые аспекты религиозных практик в период от Макра Аврелия до Константина / пер. с англ. А. А. Пентелеева, А. В. Петрова; общ. ред. Ю. С. Довженко. СПб.: Гуманитарная академия, 2003. (Studia classica).

Зайцева И. В. К вопросу об образовании в Александрийской школы при Пантене // Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. Вып. 1. С.161-168.

Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. Т. 1. Кн. 2. М.: Паломник, 1996r.

Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М.: ГЛК, 2018.

Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.; Л.: АН СССР, 1947.

Кирилл (Зинковский), иером. Великие отцы Церкви о материи и теле человека (Александрийская и Каппадокийская школы). СПб.: Изд. О. Абышко, 2014. (Библиотекака христианской мысли. Исследования).

Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.

Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую традицию Православной Церкви. Сергиев Посад: МДА, 2018.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М.: АСТ ФОЛИО, 2000. (Вершины человеческой мысли).

Мироносицкий П. Афинагор, христианский апологет II века. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1894.

Миртов Д. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб.: Тип. М. Акинфиева и И. Леонтьева, 1900.

Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2013.

Морескини К. История патристической философии. М.: ГЛК, 2011.

Морескини К., Норелли Э. История литературы раннего христианства на греческом и латинском языках. Т.1: От ап. Павла до эпохи Константина. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЛК, 2021.

Поспехов Д. В. Книга Премудрости Соломона, её происхождение и отношение к иудейско-александрийской философии. Историко-критическое изследование. Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, 1873.

Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990.

Сагарда А. И. Пресвитеры Климента Александрийского // Христианское чтение. 1917. №1-2. С. 101-108.

Серёгин А. В. К вопросу о двух Оригенах // Богословские труды. Вып. 42. М.: Изд. Совет РПЦ, 2009. С. 44-86.

Серёгин А. В. «Толкования на Евангелие от Иоанна» Оригена на русском: рецензия на перевод О. Кулиева // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 3. № 1. С. 286-293.

Сидоров А. И. Жизненный путь Оригена // Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород: Изд. братства во имя святого князя Александра Невского, 2001. С. 290-332.

Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2: Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. М.: Сибирская благозвонница, 2011.

Сидоров А. И. Вступительная статья // Афинагор Афинский. О воскресении мертвых. М.: Сибирская Благозвонница, 2013. С. 3-23.

Смирнов Д. В., Бирюков Д. С. Климент Александрийский // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2014. Т. 35. С. 562-663.

Страхов П. Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философском сознании. Киев: Метанойя, 2002r.

Торшилов Д. О. Композиция трактата Корнута и соотношение аллегории с этимологией // Труды Русской антропологической школы (МГУ). 2008. Вып. 5. С. 522-535.

Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 3: Новый Завет. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987r.

Холодов Е. В. Концепция четырёх главных добродетелей в среднем платонизме // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. Екатеринбург. 2019. Вып. 16. С. 62-83.

Шенк К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество. М.: ББИ, 2007.

Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение / пер. с франц. Д. Сизоненко. М.: Паолине, 2000.

Bejczy I. P. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden; Boston: Brill, 2011.

Carriker A. The Library of Eusebius of Caesarea. Lieden; Boston: Brill, 2003. (Supplements to Vigiliae christianae; vol. 67).

Classen C. J. Der platonisch-stoische Kanon der Kardinaltugenden bei Philon, Clemens Alexandrinus und Origenes // Aretai und Virtutes: Untersuchungen zu den Wertvorstellungen der Griechen und Römer / hsgb. von C. J. Classen. Berlin; New York: W. de Gruyter, 2010. (Beiträge zur Altertumskunde; Bd. 283). S. 104-138.

Crouzel H. Faut-il voir trois personnages en Grégoire le Thaumaturge? A propos du «Remerciement à Origène» et de la «Lettre à Grégoire» // Gregorianum. 1979. Vol. 60. P. 287-320.

Crouzel H. Théologie de l’image de Dieu chez Origène. Paris: Aubier, 1956.

Nautin P. Origène: sa vie et son œuvre. Paris: Beauchesne, 1977.

Prestige D. L. God in Patristic Thought. 2 ed. London: S.P.C.K., 1952.

Völker W. Das Vollkommenheitsideal des Origenes. Eine Untersuchung zur Geschichte der Frömmigkeit und zu den Anfängen christlicher Mystik. Tübingen: Mohr Siebeck, 1931.

The Wisdom of Solomon / a new trans., intr., comm. by D. Winston. New York: Doubleday, 1979. (The Anchor Bible; vol. 43).

Загрузки

Опубликован

2022-10-15

Как цитировать

Холодов, Е. В. (2022). Образ Оригена и четыре главные добродетели в «Благодарственной речи Оригену» свт. Григория Чудотворца. Метафраст, (2 (8), 103–161. https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2022.2.8.003

Выпуск

Раздел

Исследования

Категории