The Cycle ‘Credo' in the Frescoes Decoration of the Archangel Cathedral of Moscow Kremlin

Authors

  • Samoilova Tatiana Е. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-5111-2020-1-2-24-56

Keywords:

Credo, system of decoration, cathedral, iconography, western influence, Eastern Christian tradition, the Last Judgment, Paternity, Sabaoth, prince's tomb cathedral, frescoes

Abstract

The cycle «Credo» in the decoration of the Archangel cathedral is the first survived example in Ancient Russian art. These frescoes were created in 1652-1666, but we know, that they repeated the iconographical program of Ivan Terrible's time decoration (1564-1565). Besides, the frescoes of XVI с. followed the composition scheme of the icon, ordered for Kremlin Annunciation cathedral after 1547. The main peculiarity of the cycle «Credo» in Archangel cathedral is that every composition here has an inscription-citation from prayer «Credo». The compositions illustrate every paragraph. To create some compositions of this cycle ancient iconographical schemes were used. Sometimes they were composed with new, original motives. In a number of compositions, we could discover the motives, taken out of sophisticated scheme of icon «The Last Judgment», which also was created for Annunciation cathedral after 1547. Sometimes absolutely new compositions were generated using Western European art iconographical motives. There is a persistent opinion, that Eastern Christian art by contrast with Western European art had not the tradition to illustrate «Credo», and so its first example was born under western art influence. Indeed, in Byzantine Art we don't know works of art, which relation with Credo is confirmed by texts. But we know, that the theological content of the decorative system of byzantine cathedral comported to the sense of prayer Credo. Some examples of byzantine and ancient Russian art, as for instance, Alexeevskyi Cross, decorated with scenes from Nativity to Resurrection, show us, that in Eastern Christian Art its own line of this theme development existed. The cycle «Credo» in the Archangel cathedral rolls call not only with West European works of art, but uses deeply internal resource, which byzantine roots are common for West and East.

Downloads

Download data is not yet available.

References

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. ГТГ. Опыт историко¬культурной классификации. М.: Искусство,1963. Т. 1-2.

Бек Х. Г. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2005. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2006.

Вера и Власть. Эпоха Ивана Грозного: [Каталог выставки] / сост. Т. Е. Самойлова. М.: Азбука, 2007.

Византийские древности. Произведения искусства IV-XV веков в собрании Музеев Московского Кремля: [Каталог]. М.: Пинакотека, 2013.

Голубинский Е. Е. История русской церкви. М.: Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1911. Т. II. Ч. 2.

Государственная Третьяковская галерея: [Каталог собрания]. Т. 1. Древнерусское искусство X — начала XV века . М .: Красная площадь , 1995.

Давидова М. Г. Иконы «Страшного суда» XVI-XVII вв. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.portal-slovo.ru/art/35909.php? ELEMENT_ID=35909&PAGEN_2=4.

Дионисий «Живописец пресловущий». К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Выставка произведений древнерусского искусства XV-XVI веков из собраний музеев и библиотек России: [Каталог]. М.: Северный Паломник, 2002.

Древности и духовные святыни старообрядчества. М.: Интербук-бизнес, 2005.

Дьяченко О. А. Образ Троицы Новозаветной в русском искусстве XVI в. [Электронный ресурс]. URL: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/tezis/dyachenko.htm.

Иконы Успенского собора Московского Кремля XI — начало XV века: [Каталог] / ред. составитель Т. В. Толстая. М.: Северный паломник, 2007.

Иконы Пскова. М.: Северный паломник, 2012. Т. 1-2.

Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М.: Северный паломник, 2009. Т. 1-2.

Карташев А. В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.

Качанова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.: Искусство, 1990.

Качанова И. Я. О времени возникновения саккосов, связываемых с именем митрополита Фотия // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М.: Индрик, 2006. С. 187-215.

Квливидзе Н. В. «Символ веры» в росписи Архангельского собора Московского Кремля // Московский Кремль XV столетия. Т. 2. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. М.: Арт-Волхонка, 2011. С. 134-149.

Кирпичников А. И. Иконография «Вознесение Христово» // Труды VI археологического съезда в Одессе 1884 г. Одесса: Тип. А. Шульце, 1887. Т. 3. С. 387-395.

Конотоп А. Б. Образ «Символа веры» (время и причины его появления в русской иконописи) // Вестник Московского университета. 1998. № 2. С. 41-60.

Нерсесян Л. В. Видение пророка Даниила в русском искусстве XV-XVI вв. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 294-313.

Нерсесян Л. В. Фрески Ферапонтова монастыря и система росписи русских храмов XV¬XVI вв. // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. М.: Северный паломник, 2009. С. 235-250.

Никольский К. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. М.: Синод. тип., 1907.

Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора Московского Кремля // Художественные памятники Московского Кремля. Материалы и исследования. М.: ФГУ ГИКМЗ Московский Кремль, 2003. Вып. XVI. С. 5-40.

Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М.: Наука, 1972.

Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л.: Аврора, 1990.

Покровский Н. В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. М.:

Тип. А. Шульце, 1887.

Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062 // ЧОИДР. 1858. Кн. 2, отд. 3. С. 1-42.

Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

Самойлова Т. Е. Икона «Страшный суд» из Благовещенского собора. Обретение шедевра // Искусство христианского мира. Вып. XIII. 2016. С. 381-400.

Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа росписей собора Снетогорского монастыря (по материалам последних раскрытий) // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабаря (1896-1990). СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 229-259.

Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжетов // Древнерусское искусство. XVII век. М.: Наука, 1964. С. 160-174.

Сизов Е. С. Храм Архангела Михаила на Соборной площади Кремля // Архангельский собор Московского Кремля. М.: Красная площадь, 2002. С. 16-122.

Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М.: Наука, 1982.

София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собраний музеев России. М.: Радуница, 2000.

Toduh Б. Грачаница. Сликарство. Београд: КнежевиЬ, 1988.

Турилов А. А. О времени создания новгородского «Алексеевского» креста: возможности непалеографической датировки (1367 или 1379 г.) // От Царьграда до Белого моря: сборник статей по средневековому искусству в честь Э. С. Смирновой. М.: Северный паломник, 2007. С. 571-580.

Шалина И. А. Древнейшая псковская икона с изображением Страшного суда // В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Л. И. Лифшица. М.: Государственный институт искусствознания, 2014. С. 538-579.

Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса: [Каталог]. М.: Красная площадь, 2004.

Юровская З. В. Византия — Западная Европа. Иконография Сошествия Христа во ад (IX¬XI вв.): автореферат дис. М.: МГУ, 2006.

Boespflug F., Zaluska Y. Le dogmetrinitaire et l'essor de son iconographie en Occident de l'epoque carolingienne au IV Concile du Latran (1215) // Cahiers de civilisation medievale. 1994. T. 37. P. 181-240.

Byzantium. Faith and Power. New York: Yale University Press, 2004

Chatzidakis M. Byzantine Art in Greece: Mosaics Wall Paintings. Athens: Melissa, 1990.

Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1928. Lexicon der christichen Iconograpfie. Rome; Freiburg; Wienn: Herder, 1968.

Marthaler B. L. The Creed: The Apostolic Faith in Contemporary Theology. Connecticut: Twenty-Third, 2007.

KnapinskiR. Credo Apostolorum w romanskich Drzwiach Plockich. Plock: Wojew0dzka Biblioteka Publiczna, 1992.

Kujumdzhieva M. Visualizing God. Post-Byzantine Imagery of the Trinity in Orthodox Churches in the Balkans // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М.: Северный Паломник, 2005. С. 322-338.

Walter Ch. Icones of the First Council of Nicaea // Δελτίον της χριστιανικής αρχαιολογικής εταιρείας. 1991-1992. 16. Περίοδος Δ'. Στη μνήμη του Andre Grabar (1896-1990). Αθήνα: Χριστιανική Αρχαιολογική Εταιρεία, 1992. Σ. 209-218.

Published

2020-06-15

How to Cite

Samoilova Т. Е. . (2020). The Cycle ‘Credo’ in the Frescoes Decoration of the Archangel Cathedral of Moscow Kremlin. Church Art and Archaeology Review, (1 (2), 24–56. https://doi.org/10.31802/2658-5111-2020-1-2-24-56

Issue

Section

Живопись и графика

Categories