Цикл «Символ веры» в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля

Авторы

  • Самойлова Т. Е. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-5111-2020-1-2-24-56

Ключевые слова:

Символ веры, система росписи храма, иконография, западное влияние, восточно-христианская традиция, Страшный суд, Отечество, Саваоф, княжеская усыпальница, фрески, собор

Аннотация

Цикл «Символ веры» в росписи Архангельского собора является самым ранним сохранившимся примером разработки данной темы в русском искусстве. Фрески Архангельского собора датируются 1652-1666 гг., но известно, что они повторяют иконографическую программу первой росписи собора, которая была создана в цар­ствование Ивана Грозного (1564-1565). В свою очередь, очевидно, образцом для цикла «Символ веры» в декорации XVI в. послужила не дошедшая до нашего времени ико­на «Символ веры», написанная для Благовещенского собора Кремля в 1547 г. Каждая композиция «Символа веры» в росписи Архангельского собора иллюстрирует опреде­лённый параграф Символа и сопровождается надписью-цитатой. Образцами для ряда композиций цикла послужили весьма древние, хорошо известные иконографические схемы. В то же время некоторые из них включают в себя оригинальные, новые иконо­графические мотивы. Во многих композициях цикла мы находим мотивы, заимство­ванные из сложной обновлённой иконографической схемы иконы «Страшного суда», которая также была написана для Благовещенского собора в 1547 г. Некоторые компо­зиция цикла основаны на иконографических мотивах, пришедших из западного искус­ства. Существует устоявшееся мнение, что восточно-христианское искусство в отличие от западного не имело традиции иллюстрирования Символа веры. В связи с этим цикл Архангельского собора рассматривали как созданный исключительно под влиянием западной иконографии. Однако хорошо известно, что система декорации византий­ского храма с точки зрения её богословского содержания является не чем иным, как манифестацией Символа веры. Некоторые примеры византийского и древнерусско­го искусства, такие как Алексеевский Крест XIV в., украшенный сценами от «Рожде­ства» до «Воскресения», подтверждают существование в восточно-христианском искусстве собственной традиции развития темы Символа веры. В связи с этим можно утверждать, что цикл Архангельского собора в большей степени основан на ресурсах восточно-христианской традиции, восходящей ко времени единства Западной и Вос­точной Церквей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. ГТГ. Опыт историко¬культурной классификации. М.: Искусство,1963. Т. 1-2.

Бек Х. Г. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2005. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2006.

Вера и Власть. Эпоха Ивана Грозного: [Каталог выставки] / сост. Т. Е. Самойлова. М.: Азбука, 2007.

Византийские древности. Произведения искусства IV-XV веков в собрании Музеев Московского Кремля: [Каталог]. М.: Пинакотека, 2013.

Голубинский Е. Е. История русской церкви. М.: Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1911. Т. II. Ч. 2.

Государственная Третьяковская галерея: [Каталог собрания]. Т. 1. Древнерусское искусство X — начала XV века . М .: Красная площадь , 1995.

Давидова М. Г. Иконы «Страшного суда» XVI-XVII вв. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.portal-slovo.ru/art/35909.php? ELEMENT_ID=35909&PAGEN_2=4.

Дионисий «Живописец пресловущий». К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Выставка произведений древнерусского искусства XV-XVI веков из собраний музеев и библиотек России: [Каталог]. М.: Северный Паломник, 2002.

Древности и духовные святыни старообрядчества. М.: Интербук-бизнес, 2005.

Дьяченко О. А. Образ Троицы Новозаветной в русском искусстве XVI в. [Электронный ресурс]. URL: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/tezis/dyachenko.htm.

Иконы Успенского собора Московского Кремля XI — начало XV века: [Каталог] / ред. составитель Т. В. Толстая. М.: Северный паломник, 2007.

Иконы Пскова. М.: Северный паломник, 2012. Т. 1-2.

Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М.: Северный паломник, 2009. Т. 1-2.

Карташев А. В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.

Качанова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.: Искусство, 1990.

Качанова И. Я. О времени возникновения саккосов, связываемых с именем митрополита Фотия // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М.: Индрик, 2006. С. 187-215.

Квливидзе Н. В. «Символ веры» в росписи Архангельского собора Московского Кремля // Московский Кремль XV столетия. Т. 2. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. М.: Арт-Волхонка, 2011. С. 134-149.

Кирпичников А. И. Иконография «Вознесение Христово» // Труды VI археологического съезда в Одессе 1884 г. Одесса: Тип. А. Шульце, 1887. Т. 3. С. 387-395.

Конотоп А. Б. Образ «Символа веры» (время и причины его появления в русской иконописи) // Вестник Московского университета. 1998. № 2. С. 41-60.

Нерсесян Л. В. Видение пророка Даниила в русском искусстве XV-XVI вв. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 294-313.

Нерсесян Л. В. Фрески Ферапонтова монастыря и система росписи русских храмов XV¬XVI вв. // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. М.: Северный паломник, 2009. С. 235-250.

Никольский К. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. М.: Синод. тип., 1907.

Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора Московского Кремля // Художественные памятники Московского Кремля. Материалы и исследования. М.: ФГУ ГИКМЗ Московский Кремль, 2003. Вып. XVI. С. 5-40.

Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М.: Наука, 1972.

Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л.: Аврора, 1990.

Покровский Н. В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. М.:

Тип. А. Шульце, 1887.

Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062 // ЧОИДР. 1858. Кн. 2, отд. 3. С. 1-42.

Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

Самойлова Т. Е. Икона «Страшный суд» из Благовещенского собора. Обретение шедевра // Искусство христианского мира. Вып. XIII. 2016. С. 381-400.

Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа росписей собора Снетогорского монастыря (по материалам последних раскрытий) // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабаря (1896-1990). СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 229-259.

Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжетов // Древнерусское искусство. XVII век. М.: Наука, 1964. С. 160-174.

Сизов Е. С. Храм Архангела Михаила на Соборной площади Кремля // Архангельский собор Московского Кремля. М.: Красная площадь, 2002. С. 16-122.

Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М.: Наука, 1982.

София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собраний музеев России. М.: Радуница, 2000.

Toduh Б. Грачаница. Сликарство. Београд: КнежевиЬ, 1988.

Турилов А. А. О времени создания новгородского «Алексеевского» креста: возможности непалеографической датировки (1367 или 1379 г.) // От Царьграда до Белого моря: сборник статей по средневековому искусству в честь Э. С. Смирновой. М.: Северный паломник, 2007. С. 571-580.

Шалина И. А. Древнейшая псковская икона с изображением Страшного суда // В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Л. И. Лифшица. М.: Государственный институт искусствознания, 2014. С. 538-579.

Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса: [Каталог]. М.: Красная площадь, 2004.

Юровская З. В. Византия — Западная Европа. Иконография Сошествия Христа во ад (IX¬XI вв.): автореферат дис. М.: МГУ, 2006.

Boespflug F., Zaluska Y. Le dogmetrinitaire et l'essor de son iconographie en Occident de l'epoque carolingienne au IV Concile du Latran (1215) // Cahiers de civilisation medievale. 1994. T. 37. P. 181-240.

Byzantium. Faith and Power. New York: Yale University Press, 2004

Chatzidakis M. Byzantine Art in Greece: Mosaics Wall Paintings. Athens: Melissa, 1990.

Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1928. Lexicon der christichen Iconograpfie. Rome; Freiburg; Wienn: Herder, 1968.

Marthaler B. L. The Creed: The Apostolic Faith in Contemporary Theology. Connecticut: Twenty-Third, 2007.

KnapinskiR. Credo Apostolorum w romanskich Drzwiach Plockich. Plock: Wojew0dzka Biblioteka Publiczna, 1992.

Kujumdzhieva M. Visualizing God. Post-Byzantine Imagery of the Trinity in Orthodox Churches in the Balkans // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М.: Северный Паломник, 2005. С. 322-338.

Walter Ch. Icones of the First Council of Nicaea // Δελτίον της χριστιανικής αρχαιολογικής εταιρείας. 1991-1992. 16. Περίοδος Δ'. Στη μνήμη του Andre Grabar (1896-1990). Αθήνα: Χριστιανική Αρχαιολογική Εταιρεία, 1992. Σ. 209-218.

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

Самойлова, Т. Е. . (2020). Цикл «Символ веры» в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля. Вестник церковного искусства и археологии, (1 (2), 24–56. https://doi.org/10.31802/2658-5111-2020-1-2-24-56

Выпуск

Раздел

Живопись и графика

Категории