Особенности иконографии Богоматери «Покрый нас кровом крылу Твоею» («Покров») второй половины XVII–XIX вв. в православной культуре Восточной Европы

Авторы

  • Суворова Е. Ю. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-5111-2019-1-76-101

Ключевые слова:

музей Московской духовной академии, иконописец Оружейной палаты, история искусства, иконография, икона, церковная культура, Богоматерь, церковный канон, эпоха династии Романовых, Покров, гравюра украинского происхождения

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме — появлению новых и нетрадиционных икон Пресвятой Богородицы в России в эпоху династии Романовых. Автор поднимает и изучает вопрос о происхождении и развитии новой иконографии Богородицы «Покрый нас кровом крылу Твоею» во второй половине XVII–XIX вв. в православной культуре Восточной Европы. На рубеже XVII–XVIII вв. в русской культуре появилась новая иконография Богоматери, получившая впоследствии наименование «Покров». Самым ранним русским памятником этой иконографии является, образ Богоматери «Покрой нас кровом крылу Твоею» начала XVIII в., выполненный мастером Оружейной Палаты, из собрания музея МДА (Церковно-археологический кабинет). Мастер Оружейной палаты при создании иконы из собрания музея МДА в качестве образца использовал графический лист малороссийского происхождения. В пятом издании сборника сказаний свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» подготовленном к публикации в типографии Лазаря (Барановича) в Чернигове в 1696 г., в качестве иллюстрации была дана гравюра с образом Богоматери «Покрый нас кровом крылу Твоею», иконографически близким к иконе из музея МДА. Практически идентичными иконографическими копиями этой гравюры являются икона «Покрой нас кровом крилу Твоею» второй половины XVIII в. из собрания Исторического музея, шитый медальон для облачения с изображением Богоматери с крыльями из собрания Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого и чудотворный образ Богоматери, написанный на стене храма в 1700–1711 гг. в румынском монастыре Говора.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Алексеева М. А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII – начала XVIII в. // Русское искусство барокко. М., 1977. С. 7–29.

Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. Киев, 1689.

Звездина Ю. Н. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская» 1696 года — дар Петру I в память Азовской победы // Филевские чтения. М., 2001. Вып. IX. С. 21–26.

Звездина Ю. Н. Образ Богоматери Ильинской Черниговской в росписи церкви Илии Пророка в Ярославле и аллегорические гравюры киевской печати // Научные чтения памяти И. П. Болотцевой (XII): сб. статей. Ярославль, 2008. С. 35–42.

Iканапiс Беларусi XV–XVIII староддзяу / ред. Н. Ф. Высоцкая. Мiнск, 1992.

Карэлін Ў., Мельнікаў М. Асаблівацсці ізводаў Пакроў і Апёка на Брэстчыне. Волинська ікона: дослідження та реставрація. Науковий збірник. Луцьк, 2003. В. 10.

Карташёв А. В. Очерки по истории Русской церкви. Париж, 1959. Т. I.

Комашко Н. И. Ильинская Черниговская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. 2010. Т. 22. С. 360–365.

Кривцов Д. Ю. Образ двуглавого орла в символике западнорусских посвятительных предисловий XVII – начала XVIII века (на материалах изданий типографии Киевопечерской лавры) // Геральдика: материалы конференции «10 лет восстановления геральдической службы в России». СПБ., 2002. С. 58–66.

Летнянчин Л. Покров Богородицi в Дрогобицькому iконописi XVII–XVIII ст. // Сакральне мистецтво Бойкiвщини. Науковi читання пам’яти Мiхайла Драгана. Дрогобич, 1997. Вып. 1. С. 57–65.

Москва Православная. Октябрь / ред. М. И. Вострышев. М., 2004.

Островский Г. С. Захарий Зограф. Л., 1987.

Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века / ред. Д. С. Лихачев. М., 1984.

Плохiй С. Покрова Богородиця в Украiнi // Пам’ятки Украiни: історія та культура. Київ, 1991. № 5. С. 34–39.

Погосян Е. А., Сморжевских-Смирнова М. А. «Я Деву в солнце зрю стоящу…»: образ апокалипсической Жены в русской официальной культуре 1695– 1742 гг. // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia. История и историософия в литературном преломлении. Тарту, 2002. VIII. С. 9–37.

Сазонова Л. И. Украинские старопечатные предисловия конца XVI – первой половины XVII в. (особенности литературной формы) // Русская старопечатная литература XVI – первая четверть XVIII в. Тематика и стилистика предисловий и послесловий. М., 1981. С. 153–187.

Смирнов Н. А. Орёл Российский: творение Симеона Полоцкого / Общество Любителей Памятников Древней Письменности ОЛДП. Петроград, 1915. Стасенко В. Христос I Богородиця у дереворiзах кирилличных книг Гали- чини XVII столiття: особливостi розробки та iнтерпретацii образу. Киiв, 2003.

Степовик Д. В. Украiнська графiка XVI–XVIII столiть. Еволюцiя образноi системi. Киiв, 1982.

Суворова Е. Ю. Иконография “Salus Populi Romani” в культуре России конца XVII–XIX вв. // CLIO-SCIENCE. Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. М., 2016. Вып. VII. С. 287–298.

Суворова Е. Ю. Образы российских государственных и церковных деятелей в иконографии Покрова Богородицы конца XVII–XVIII вв. // CLIO- SCIENCE. Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. М., 2018. Вып. IX. С. 263–273.

«Угодно в очах Божиих дело сие…». Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии / ред. Л. П. Тарасенко. Сергиев Посад. 2004.

Украинские книги кирилловской печати XVI–XVIII вв. (1574 г. – I половина XVII в.): каталог / ред. Т. Н. Каменева. М., 1976. Вып. I.

Украинские книги кирилловской печати XVI–XVIII вв. Киевские издания 2-й половины XVII в.: каталог / ред. А. А. Гусева. М., 1981. Вып. II. Ч. 1.

Украинские книги кирилловской печати XVI–XVIII вв. Киевские издания 2-й половины XVII в.: каталог/ ред. А. А. Гусева. М., 1990. Вып. II. Ч. 2.

Украiнський iконопис XII–XIX ст. з колекцii НХМУ / ред. В. Бурлюк. Киiв. 2005.

Флоря Б. Н. Воссоединение Украины с Россией в оценке современников // Славянский альманах 2004. М., 2005. Вып. 9. С. 4–10.

Чаврыков Г. Болгарские монастыри. Памятники истории, культуры и искусства. София, 1974.

Чинякова Г. П. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI– XVII веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись. М., 2017.

Щербань В. Генеза iконографiї Покрови Богородицi на теренах України // Вiсник Львiвского Унiверситету. Мистецтвознавство. Львiв, 2005. Вип. 5. С. 138–147.

Chodynicki K. Kosciol prawoslawny a Rzecz Pospolita Polska 1370–1632. W., 1934.

Загрузки

Опубликован

2019-06-15

Как цитировать

Суворова, Е. Ю. . (2019). Особенности иконографии Богоматери «Покрый нас кровом крылу Твоею» («Покров») второй половины XVII–XIX вв. в православной культуре Восточной Европы . Вестник церковного искусства и археологии, (1 (1), 76–101. https://doi.org/10.31802/2658-5111-2019-1-76-101

Выпуск

Раздел

Живопись и графика

Категории