Деисусный чин иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры: состав, иконография и художественные особенности.

Авторы

  • Гончарук Б. Б. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-5111-2019-1-48-74

Ключевые слова:

Троицкий Собор, Троице-Сергиева Лавра, Андрей Рублёв, XV век, иконостас, ростовой деисусный чин, деисус, Спас в Силах, христианская иконография, история искусства, древ нерусское искусство, иконопись

Аннотация

В статье дан анализ состава, иконографии   и    художественных    особенностей икон   деисусного   чина   иконостаса    Троицкого     собора.     Несмотря на уникальность ансамбля и выдающуюся художественную ценность, комплексного изучения иконостаса не предпринималось, а некоторые данные в существующих исследованиях требуют уточнения. В статье представлен краткий обзор формирования полнофигурного деисуса на Руси, его литургическое основание и эсхатологический контекст. Рассмотрен состав и иконография икон Троицкого деисуса в сравнении с предшествующими комплексами. Сделано предположение о причинах перемещения замыкающих икон деисуса: великомучеников    Димитрия    Солунского и Георгия относительно предыдущих комплексов. Особое внимание уделяется анализу художественного строя (композиция, колорит) каждой из икон чина. В статье выявлены закономерности некоторых художественных особенностей икон. Автором статьи выявляется прямая связь некоторых художественных и композиционных приёмов (жесты, элементы рисунка фигур, одежд, типология ликов) с ранним «рублёвским» творчеством: фресками Успенского собора Владимира 1408 г., «Звенигородским чином», иконой Св. Троицы. Прослеживается процесс художественной «режиссёрской» работы ведущих мастеров над композицией деисусного чина.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Афанасьева Т. И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI–XV вв.). М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2015.

Бетин Л. В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса // Древнерусское искусство. [Сб. ст. Т. 5.] Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв., М.: Наука, 1970. С. 57–72.

Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2006.

Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия. Путеводитель по лавре. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012.

Грабарь И. Андрей Рублёв: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 гг. // Вопросы реставрации: Сб. ЦГРМ. 1. М., 1926. С. 7–112.

Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. 2-е изд. 1894. [Репринт:] М., 1993.

Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса // Иконостас. Происхождение — развитие — символика / ред.-сост. A. M. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Квливидзе Н. В. Деисус // Православная энциклопедия. Т. XIV. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 316–319.

Квливидзе Н. В. Иисус Христос. Иконография // Православная энциклопедия.

Т. XXI. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2009. С. 705–713.

Кочетков И. А. «Спас в силах»: развитие иконографии и смысл // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1994. С. 45–68.

Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа. М.: Искусство. 1966.

Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство. 1986.

Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.

Лелекова О. В. Материалы к изучению иконостаса из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Археология искусства: сборник статей и материалов памяти Ольги Владимировны Лелековой (1932–2015) / сост. Г. И. Вздорнов при уч. Л. А. Лупушор и Е. В. Предеиной. М.: Индрик, 2016. С. 103–116.

Нерсесян Л. В. Иконы из иконостаса Успенского собора во Владимире // Андрей Рублёв. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника: [Каталог-альбом] / сост. Г. В. Попов, Б. Н. Дудочкин, Н. Н. Шередега. М.: Красная площадь, 2010. С. 242–246.

Огнев Б. А. Московское зодчество конца XIV и первой трети XV столетия: диссертация // К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря / сост. Е. А. Белов. М.: Лето, 2008. С. 313–368.

Осташенко Е. Я. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV

– первой трети XV века. М.: Индрик, 2005.

Попов Г. В. Андрей Рублёв. М.: Северный паломник, 2007.

Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI века. М.: Наука, 1979.

Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М.: Наука, 1976.

Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса: каталог. М.: Красная площадь, 2004.

Evans H. C., ed. Byzantium: Faithand Power (1261–1557). The Metropolitan Museum of Art, New York, Yale University Press, New Haven and London, 2004.

Popova O. Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle. Leningrad, Éditionsd’art Aurore, 1975.

Загрузки

Опубликован

2019-06-15

Как цитировать

Гончарук, Б. Б. . (2019). Деисусный чин иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры: состав, иконография и художественные особенности. Вестник церковного искусства и археологии, (1 (1), 48–75. https://doi.org/10.31802/2658-5111-2019-1-48-74