Некоторые особенности иконописного искусства академика П. С. Тюрина

Авторы

  • Даен М. Е.

DOI:

https://doi.org/10.31802/BCAA.2020.4.3.001

Ключевые слова:

Богоматерь «Знамение», церковь Казанской Богоматери, что на Торгу, отшельник Павел Фивейский, С. А. Непеин, полковница А. А. Шлегель, Резановы, Омельяновы, Засецкий, митрополит Филипп (Колычев)

Аннотация

Настоящая статья раскрывает особенности малоизученного явления, связанного с русской иконописью второй половины XIX в. Одним из представителей этого направления был старший современник В. И. Сурикова — академик живописи Платон Семенович Тюрин (1816–1882). В Вологодском Государственном музее-заповеднике сохранилась написанная им для вологодской церкви Казанской Богоматери икона «Пречистая Богородица — помощница рождающим чад» (отреставрирована в 2016 г. О. В. Карпачёвой). Она отличается новаторством замысла: образ Богородицы с Младенцем на груди максимально приближен к человеку и далёк от идеализации. Тюрин работал во многих храмах России, но большинство его росписей и икон не сохранились вследствие антирелигиозных гонений советского времени. Представление о его иконописном творчестве может дать фотография С. А. Непеина 1905 г., которая хранится в ВГМЗ. Она воспроизводит интерьер домашней церкви в честь великомученицы Александры (придел храма в честь архангела Михаила в Верхней Вологде, здание не сохранилось). Документально иконостас датируется началом 1870-х гг. Анализ данного иконостаса помог раскрыть высокий уровень мастерства и связь художника с выдающимися представителями русской культуры XVIII–XIX вв., воплощёнными в образах святых на этих иконах.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Даен М. Е.

кандидат искусствоведения заслуженный работник культуры РФ

Библиографические ссылки

ГАВО. Ф. 26 «Вологодского попечительства о Детских приютах». Оп. 1. Д. 31. Ед. хр. 1, 27.

Македонская Н. М. Церковно-исторический атлас Вологодской области в 2 т. Т. 1. Вологда: Древности Севера, 2007

Отчёт Императорской академии художеств со 2 ноября 1870 по 4 ноября 1871 года. СПб.: тип. 2 отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1872.

Россия. Редакционные комиссии для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Приложения к трудам редакционных комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости: Сведения о помещичьих имениях. Т. 1. СПб.: Комиссия для составления положений о крестьянах, 1860.

Даен М. Е. Атрибуция портретов XVIII в. из ВГИАХМЗ // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник. 1998. С. 313–318.

Даен М. Е. Портрет В. И. Омельянова. Холст, масло. 103 х 65. ВГИАХМЗ. Инв. ВОКМ 5077 // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник. 1998. С. 116.

Лукомский Г. К. Вологда в её старине. Вологда: Северный кружок любителей изящных искусств, 1914.

Мудров Ю. В. Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Путеводитель. СПб.: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», 2013.

Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л.: Лениздат, 1990.

Загрузки

Опубликован

2020-10-15

Как цитировать

Даен, М. (2020). Некоторые особенности иконописного искусства академика П. С. Тюрина. Вестник церковного искусства и археологии, (3 (4), 15–27. https://doi.org/10.31802/BCAA.2020.4.3.001