Эволюция образа Распятия Христова в итальянской живописи XII–XIV вв. «Безвидная» молитва и чувственное воображение

Авторы

  • Борисов Виталий Анатольевич Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/BCAA.2022.6.1.004

Ключевые слова:

картина и икона, «безОбразная», «невоображательная», «безвидная» молитва, практика compassio, воображение, разделение Церквей, византийская традиция, западноевропейское искусство

Аннотация

Статья посвящена изучению соотношения духовной практики и характера изобразительного искусства на примере рассмотрения эволюции образа Распятия Христова в итальянской живописи XII–XIV вв. Автор показывает зависимость изменений в стиле и иконографии образа от изменений в духовной жизни западной Церкви, появления францисканской молитвенной практики compassio. Разделение восточной и западной Церквей основывалось не только на догматических расхождениях, но и на принципиальных различиях в практике духовной жизни. Св. Отцы восточной Церкви учили «безвидной», «безОбразной» молитве, предупреждали об опасности воображения и мечтательности в молитвенном делании. Св. Франциск Ассизский, в противоположность восточным Отцам, наставлял своих последователей опираться в молитве именно на чувственное воображение. Стремление к визуализации религиозного опыта приводило к изменению
роли изобразительного искусства в духовной жизни.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Борисов Виталий Анатольевич , Московская духовная академия

Художник-иконописец, г. Ульяновск.
v_borisov70@mail.ru

Библиографические ссылки

Бельтинг X. Образ и культ: История образа до эпохи искусства / пер. с нем. К. А. Пиганович. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Искусство, 2008.

Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике (археология, места молитвенных собраний, история церковной живописи). СПб.: Сатис, 1995.

Игнатий Брячанинов, свт. Творения: В 5 т. Т. 1. М.: Паломник, 2014.

Нил Синайский, прп. Слово о молитве // Нил Синайский, прп. Творения. Ч. 1. М.: В тип. В. Готье, 1858. С. 170–200.

Подлинник иконописный / изд. С. Т. Большакова. М.: Тип. А. И. Снегиревой. 1903.

Симеон Новый Богослов, прп. Метод священной молитвы и внимания // Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов-исихастов / сост., общ. ред., предисловие и прим. А. Г. Дунаева; перевод с древнегреч. монаха Андроника (А. Ф. Лосева), М. В. Грацианского,А. Г. Дунаева, Н.А. Леонтьева. М.: Изд. Православного братства свт. Филарета, митрополита Московского, 1999. С. 15–27.

Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. В 3 ч. Сергиев Посад: [б. и.], 1908.

Ченнини Ч. Книга об искусстве или Трактат о живописи. М.: Огиз-Изогиз, 1933.

Bloemsma H. Byzantine Art and Early Italian Painting // Byzantine Art and Renaissance Europe / ed. Angeliki Lymberopoulou, Rembrandt Duits. London, New York: Routledge, 2016. P. 37–60.

Derbes A., Neff A. Italy, the mendicant orders, and the Byzantine sphere // Byzantium Faith and Power / ed. Helen C. Evans. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2004. P. 449–488.

Viladesau R. The beauty of the cross: the passion of Christ in theology and the arts, from the catacombs to the eve of the Renaissance. Oxford: Oxford University Press, 2006.

Загрузки

Опубликован

2023-04-06

Как цитировать

Борисов, В. А. (2023). Эволюция образа Распятия Христова в итальянской живописи XII–XIV вв. «Безвидная» молитва и чувственное воображение. Вестник церковного искусства и археологии, 1(6), 58–74. https://doi.org/10.31802/BCAA.2022.6.1.004

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Категории