О различении состояний мира до и после грехопадения в трудах отечественных богословов и религиозных мыслителей XIX — начала ХХ в.

Авторы

  • Серебряков Николай, диакон Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

DOI:

https://doi.org/10.31802/BSCH.2020.1.1.002

Ключевые слова:

русское богословие XIX — начала XX в., свт. Филарет (Дроздов), творение мира, грехопадение, библеистика, естественнонаучная апологетика

Аннотация

В статье рассматриваются мнения русских богословов и религиозных философов XIX - начала ХХ в. о характере и масштабах влияния грехопадения первых людей на состояние всего мира. Показано, что для русского богословия указанного периода характерно признание катастрофического влияния грехопадения по отношению ко всему мирозданию. Это влияние объясняется теснейшей связью человека со всем космосом. Однако эта очевидная богословская истина практически не была учтена в естественнонаучно-апологетической литературе этого периода при обсуждении проблемы соотнесения библейского повествования о творении мира и человека с научными данными. Более того, в начале ХХ в. появляются представления, что грехопадение в объективном плане никак не повлияло на состояние мира, а только изменило человека и его взгляд на мир. Лишь в русской религиозно-философской литературе начала ХХ в. идея о теснейшей связи человека и космоса нашла свой отклик, и на основании этой идеи была дана критическая оценка способности естественных наук проникнуть в мир до события грехопадения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Серебряков Николай, диакон, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

кандидат геолого-минералогических наук, старший преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

115184, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б

nikserebr@yandex.ru

Библиографические ссылки

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке // БТ. 1989. Вып. 29. С. 284-321.

Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 3: Аскетические опыты. 3-е изд., испр.и доп. СПб.: И. Л. Тузов, 1905.

Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам (главы 1-8).М.: Правило веры, 2006.

Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. С. 188-189.

Филарет Московский, свт. Беседа по освящении храма Пресвятой Богородицы, Взыскательницы погибших, в Тюремном замке пересыльных арестантов (1854) // Сочинения Филарета, митр. Московского и Коломенского. Слова и речи. Т. 5: 1849-1867.М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1885. С. 537-541.

Филарет Московский, свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сия книги на русское наречие. Ч. 1:Сотворение мира и история первого мира. М.: Синодальная тип., 1867.

Филарет Московский, свт. Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы (1835) //Сочинения Филарета, митр. Московского и Коломенского. Слова и речи. Т. 3: 1826-1835. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1877. С. 337-346.

Филарет Московский, свт. Слово в день празднования Пресвятей Богородице в Страстном монастыре (1834) // Сочинения Филарета, митр. Московского и Коломенского. Словаи речи. Т. 3: 1826-1835. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1877. С. 258-265.

Филарет Московский, свт. Слово в неделю четвёртую по Пятидесятнице (1811) // Сочинения Филарета, митр. Московского и Коломенского. Слова и речи. Т. 1: 1803-1821. М.:Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1873. С. 9-15.

Филарет Московский, свт. Слово о гласе вопиющаго в пустыни и на воспоминание происшествий 1812 года (1814) // Сочинения Филарета, митр. Московского и Коломенского.Слова и речи. Т. 1: 1803-1821. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1873. С. 55-65.

Филарет Московский, свт. Слово по освящении храма Святыя Мученицы Татианы,при Московском Университете (1837) // Сочинения Филарета, митр. Московскогои Коломенского. Слова и речи. Т. 4: 1836-1848. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1882.С. 61-68.

Бердяев Н. А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М.: Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1916.

Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Казань:Центральная тип., 1906.

Глаголев С. С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М.:Тип. Снегирёвой, 1894.

Голубинский Ф. А., прот., Левитский Д. Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мираи человека (О конечных причинах). 5-е изд. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1906.

Левитов П. Библейское учение о природе и отношение к ней человека // ХЧ. 1907. Вып. 2.С. 599-611.

Мумриков О., прот. Профессор московской духовной академии С. С. Глаголев (1865-1937) о естественно-апологетических задачах высших духовных школ: актуальность тезисов сто лет спустя // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология.2018. Вып. 48. С. 79-91.

Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии: Опыт библейско-апологетического исследования. Сергиев Посад: СТСЛ, 1901.

Рудинский Н., свящ. Жизнь и труды святого апостола Павла. Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам еп. Феофана Затворника.М.: Правило веры, 1995.

Темномеров А., свящ. Учение Священного Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мёртвых. Догматико-экзегетическое исследование. СПб.: Тип. С. П. Яковлева, 1899.

Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Берлин: Слово, 1922.

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

Серебряков, Н. (2020). О различении состояний мира до и после грехопадения в трудах отечественных богословов и религиозных мыслителей XIX — начала ХХ в. Библейские схолии, (1 (1), 26–48. https://doi.org/10.31802/BSCH.2020.1.1.002

Выпуск

Раздел

Библейская апологетика

Категории