Духовно-религиозные аспекты семантики открытого финала (на материале произведений Ф. М. Достоевского и К. С. Льюиса)

Авторы

  • Павлова Ирина Алексеевна Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/%20WI.2024.10.1.007

Ключевые слова:

открытый финал, композиция, эпилог, роль автора, герой, читатель, Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», К. С. Льюис, «Пока мы лиц не обрели»

Аннотация

В статье рассматривается аксиологический подход к исследованию литературного произведения. Целью такого подхода является обнаружение связей между поэтикой художественного текста и нравственными ценностями, которые могут быть обнаружены внутри созданного автором мира. Предметом исследования стал феномен открытого финала в романах Ф. М. Достоевского. Наблюдения над сюжетом романа «Преступление и наказание» показывают, как автор сознательно отказывается от роли всеведущего Творца, оставляя больше места для действия Духа в том мире, который возникает в художественном произведении. Это проявляется в том, что момент откровения, после которого произошёл коренной перелом в жизни главного героя, остаётся тайной, которую автор не берётся описывать. Использование открытого финала позволяет также создать героя, наделённого бессмертной душой и свободной волей, так как всякое «последнее слово» о нём выходит за рамки внутреннего пространства художественного произведения, в котором находится герой, и является либо голосом автора, либо голосом некой Высшей Силы, производящей суд над героем, и передаваемой тем же автором. Закрытый финал последнего типа характерен для произведений К. С. Льюиса. Анализ композиции и архитектоники романов Ф. М. Достоевского и К. С. Льюиса позволяет сделать выводы о структурной и идейно-проблематической специфике открытого финала в романе.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Павлова Ирина Алексеевна, Московская духовная академия

студент кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9

otzia@yandex.ru

Библиографические ссылки

Достоевский Ф. М. Бедные люди. М.: Время, 2023.

Достоевский Ф. М. Записки из подполья. М.: АСТ, 2016.

Достоевский Ф. М. Подросток. М.: АСТ, 2022.

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М.: Стрекоза, 2018.

Льюис К. С. Пока мы лиц не обрели. М.: Художественная литература, 2022.

Льюис К. С. Хроники Нарнии. М.: Эксмо, 2017.

Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1979. Т. 7.

Аристотель. Поэтика. М.: Мысль,1983.

Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. М.: Русские словари, 2003.

Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание творений и писем: в 8 т. М.: Паломникъ, 2011.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.

Матюшкин А. В. Проблемы интерпретации литературного художественного текста. Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2007.

Платон. Государство. М.: Академический проект, 2015.

Шкловский В. В. За и против. Заметки о Достоевском. М.: Советский писатель, 1957.

Кожевникова В. М., Николаева П. А. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

Загрузки

Опубликован

2024-09-27

Как цитировать

Павлова, И. А. (2024). Духовно-религиозные аспекты семантики открытого финала (на материале произведений Ф. М. Достоевского и К. С. Льюиса). Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия, (1 (10), 88–98. https://doi.org/10.31802/ WI.2024.10.1.007

Выпуск

Раздел

Содержание