Евангельский контекст и его связь с образом князя Мышкина в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского
DOI:
https://doi.org/10.31802/WI.2022.6.1.006Ключевые слова:
образ Мышкина, евангельский контекст, характерологический комплекс, христоморфизм, смыслопорождение, моноцентризм, этический идеалАннотация
Антропоцентризм художественного мира Ф. М. Достоевского, так или иначе связываемый с общим религиозно-философским вектором его исканий, занимает особое место в современных исследованиях творчества писателя. В данной статье осуществляется анализ евангельского контекста романа Достоевского «Идиот». Целью работы является описание смысло- и формообразующих доминант, заложенных в образе князя Мышкина и обусловливающих общую динамику сюжетного и композиционного развёртывания произведения. Данная цель достигается путём использования структурного, интертекстуального и концептуального методов, которые сосуществуют в исследовании в рамках герменевтического подхода. В работе предпринимается попытка анализа значения евангельского контекста не только в процессе конституирования «положительно прекрасного» образа Мышкина, но и в формировании структуры романа «Идиот», его смыслового поля в целом. Насыщенность романа евангельскими аллюзиями, его структурная соотнесённость с динамикой боговоплощения, всеобщей потери Бога и пронизывающей текст надеждой на Воскресение рассмотрены здесь в их непосредственной связи с этическими и аксиологическими установками автора в отношении образа князя Мышкина.
Скачивания
Библиографические ссылки
Библия: Новый Завет. Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/ (дата обращения: 22.06.2022).
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 8: Идиот: Роман. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973; Т. 9: Идиот; Вечный муж; Наброски 1867–1870. Рукописные ред. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974.
Борисова В. В. Евангельский текст в русской литературе и Достоевский: итоги и перспективы изучения // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 4. С. 186–208.
Головко В. М. Смыслопорождающая роль библейского текста в повести Л. Ф. Нелидовой «Полоса» // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 1. С. 283–307.
Иустин (Попович). Философия и религия Ф. М. Достоевского. Минск: Изд. Д. В. Харченко, 2007.
Касаткина Т. А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019.
Касаткина Т. А. «Я великая, великая грешница»: Богословие греха в «Преступлении и наказании» и «Идиоте» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 1 (9). С. 16–30.
Кунильский А. Е. О христианском контексте в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Проблемы исторической поэтики. 1998. №5. С. 391–408.
Леушина О. В. Христологический контекст творчества Ф. М. Достоевского в романе «Идиот» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №4 (26). С. 30–35.
Леушина О. В. Мотивика романа Ф. М. Достоевского «Идиот» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №7–2 (73). С. 30–32.
Сызранов С. В. Евангельский текст Достоевского в свете общих закономерностей формообразования // Проблемы исторической поэтики. 2014. Т. 12. С. 275–295.
Тихомиров Б. Н. «…Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»: Статьи и эссе о Достоевском. СПб.: Серебряный век, 2012.
Vaškovic P. A path to authenticity: Kierkegaard and Dostoevsky on existential transformation // International journal for philosophy of religion. 2019. 87(1). P. 81–108.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.