Архетип Иуды в русской литературе XX века: На примерах произведений Л. Андреева «Иуда Искариот» и В. Паутова «Шестой прокуратор Иудеи»

Авторы

  • Аллабергенов Артём Атаевич Омская духовная семинария

DOI:

https://doi.org/10.31802/WI.2022.6.1.001

Ключевые слова:

Евангелия, новозаветный образ Иуды, архетип, мотив предательства, роман-апокриф, литературная интерпретация образа Иуды, прокуратор Иудеи, В. Паутов, Л. Андреев

Аннотация

Евангельский сюжет предательства неоднократно являлся предметом интерпретации в художественной литературе, как, соответственно, и ключевые фигуры, вокруг которых строится новозаветный сюжет. Данная статья посвящена анализу образа Иуды, сформировавшегося в русской литературе XX века и выявлению ключевых особенностей, отличающих его от образа канонического. В качестве литературного материалы были выбраны художественные тексты Л. Андреева «Иуда Искариот» и В. Паутова «Шестой прокуратор Иудеи», в которых наиболее ярко отражены основные тенденции репрезентации образов Христа и Иуды в русской литературе. В представленной статье были использованы методы выборки и сопоставительного анализа, в результате использования которых были сделаны следующие выводы: интерпретация образа Иуды и у Андреева, и у Паутова в целом не противоречит его оценке, сложившейся в Евангельских текстах, однако значительно отличается в трактовке мотивов, побудивших Иуду к предательству. В романе Паутова Иуда разочаровывается в той Истине, которую транслирует в мир Христос, ибо, по мысли Иуды, она не только не способна наделить его, Иуду, силой и властью, но и оказывается бессильна спасти Христа от казни и смерти. У Андреева мотивы предательства смещены из сферы идеологии в сферу внутреннего личного переживания конфликта Иуды с Богом и Сыном Его. Иуда понимает истинную природу Христа, но предаёт его, не потому что разочарован, не потому что боится, но потому что ощущает себя оставленным Христом. Предательство для него есть последняя возможность быть признанным, однако предав, он так и остаётся наедине с молчанием Бога и Христа. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Аллабергенов Артём Атаевич , Омская духовная семинария

студент Омской духовной семинарии

Библиографические ссылки

Андреев Л. Н. Иуда Искариот // Андреев Л. Н. Полное собрание романов повестей и рассказов в одном томе. М.: Альфа-книга, 2017. С. 371–410.

Геннадий (Егоров), прот. Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2011.

Толковое Евангелие: в 3 т. / сост. еп. Михаил (Лузин) Т. 2: Евангелие от Марка и Луки. М.: Харвест, 2000.

Ириней (Лионский), свт. Обличение и опровержение лжеименного знания. Против ересей. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2008.

Мецгер Брюс М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. М.: ББИ, 2019.

Паутов В. А. Шестой прокуратор Иудеи. М.: Октопус, 2007.

Феофилакт (Болгарский), свт. Толкования Священного Писания. СПб.: T8 Rugram, 2020.

Барт Д. Э. Утерянное Евангелие от Иуды. Новый взгляд на предателя и преданного. М.: Астрель, 2010.

Загрузки

Опубликован

2023-01-03

Как цитировать

Аллабергенов, А. А. . (2023). Архетип Иуды в русской литературе XX века: На примерах произведений Л. Андреева «Иуда Искариот» и В. Паутова «Шестой прокуратор Иудеи». Слово и образ. Вопросы славяно-русского языкознания и литературоведения, (1 (6), 15–27. https://doi.org/10.31802/WI.2022.6.1.001

Выпуск

Раздел

Духовная литературная традиция Нового и Новейшего времени

Категории