Священник Павел Флоренский об антиномиях
DOI:
https://doi.org/10.31802/2658-7491-2019-2-2-38-58Ключевые слова:
антиномия, антиномический метод, священник Павел Флоренский, игумен Андроник (Трубачев), противоречие, апоката́стасисАннотация
В статье раскрывается понятие антиномии; указывается, что религиозные антиномии наиболее убедительно характеризуют антиномичность истины. Разграничение антиномии и смежных понятий даётся на примерах понятия греха, а также героев романа Ф. М. Достоевского. Утверждение об антиномичности истины является центральным положением философии священника Павла Флоренского. В книге «Столп и утверждение Истины» им помещена таблица вероучительных антиномий, которым в статье даётся богословский комментарий в трёх аспектах: гносеологическом, онтологическом и апологетическом. Особое внимание уделяется вопросу о вечности и реальности адских мучений - антиномии геенны: отмечается, что как только П. А. Флоренский отошёл от им же сформулированной антиномии возможности и невозможности вечных мучений, то тут же намечается сомнительное с позиции православной догматики учение о разделении личности на образ Божий в человеке и характер самого человека («сам», который спасётся, и «самость», которой уготована геенна - субстанция же души, естественно, должна относиться к «самому», следовательно, безусловно спасается). Тем самым П. А. Флоренский невольно подтверждает истинность антиномического метода, которым будет пользоваться и в последующих своих работах. Уже «Столп и утверждение Истины» показывает, что для отца Павла Флоренского антиномия имеет значение большее, чем только познавательный инструмент, она, скорее, представляет собой онтологический принцип, и если в «Столпе» автор применяет к ней эпитет «удушливая» (невыносимая для сознания), то в «Философии культа» она становится «живой» (признак жизненности явления). Предлагаемый комментарий к работе П. А. Флоренского призван прояснить понятие и значение антиномии на её религиозных примерах.
Скачивания
Библиографические ссылки
Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А. П. Лопухина. Т. II. Новый Завет. М., 2006.
Андроник (Трубачев), игумен. Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. Кн. 3. Сергиев Посад, 2015.
Григорий Богослов, свт., архиеп Константинопольский. Творения: в 2 т. Т. I: Слова. М., 2010.
Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник. Собрание сочинений. Т. 6. М., 2011.
Иосиф Исихаст, старец. Изложение монашеского опыта. Троице-Сергиева Лавра, 2006.
Казарян А. Т. Антиномия // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2.
Трубецкой Е. Н. Свет Фаворский и преображение ума // Флоренский П. А.: pro et contra. СПб, 1996.
Флоренский Павел, свящ. Сочинения: в 4 т. Т. 2. М., 1996.
Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 2017.
Groth Bernd, Dr. Philosoph und Theologe in dunkler Zeit. Grundzüge des religionsphilosophischen Denkens von Pavel Florenskij. URL: https://www.akademie-rs.de/fileadmin/user_upload/ download_archive/religion-oeffentlichkeit/150803_groth_florenskij.pdf.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.