Историческая мысль: от фактографии к богословскому синтезу
DOI:
https://doi.org/10.31802/PWG.2022.7.1.005Ключевые слова:
философия истории, неопатристический синтез, кризис историзма, христианская антропология, богословие личности, богословский синтез, библейский историзмАннотация
Целью работы является обзор генезиса исторической мысли — от её античных протоформ до настоящего времени. Широкомасштабная критика самих оснований европейской науки, происходившая на протяжении многих десятилетий, начиная со второй половины XIX в., приведшая к смене научной парадигмы на рубеже XIX и ХХ вв., требует не только осмотрительности при выстраивании объяснительных моделей, но и обоснования самого исследовательского инструментария, прежде чем его применять. В статье в качестве инструментария выступает сама история как «металогика для всякой логики». Европейская культура имеет два основных питающих истока: иудео-христианскую традицию и традицию античной греко-римской классики. Оба русла внесли свой вклад в формирование исторической мысли. Согласно библейскому откровению, Бог является творцом не только мира, но и самого времени. Библия содержит саму идею исторического процесса, имеющего начало и конец, и, главное, смысл.
В статье дано описание специфики библейской философии истории, прослеживаются библейские основания формирования европейской исторической мысли, пути её трансформации в Средние века, эпоху Ренессанса и в Новое время.
В XIX в., при переходе к неклассическим философским системам, параллельно возникают и неклассические модели исторического процесса. Возникает кризис историзма, который в ХХ столетии углубляется и, как следствие, происходит активизация эсхатологической тематики в разных вариантах («конец истории», «постистория» и т. п.). Антиисторизм становится господствующим направлением философско-исторической мысли. Необычайная сложность социальной динамики XIX–XX вв., «немоделируемость» социальных процессов порождают идею об отсутствии исторического детерминизма между эпохами. В кризисный ХХ в. так называемый «антропологический поворот» приводит к антропологизации, среди прочих направлений научного знания, и историософской мысли. В концепции неопатристического синтеза, ставшей основанием целого направления религиозно-философской мысли ХХ–XI вв., открывается перспектива богословского синтеза истории, философии и антропологии.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бальтазар Х. У. Теология истории. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
Бахтин М. В. Богословское осмысление истории. М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2006.
Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука, 1986.
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Директ-Медиа, 2007.
Гесиод. Труды и дни. 109–201 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М., 1989. С. 34–36.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Приазовский край, 1992.
Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви: Эсхатология. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
Кимелев Ю. А. Философия истории. Системно-исторический очерк // Кимелев Ю. А. Философия истории. Антология. М.: Аспект-пресс, 1995. С. 3–19.
Лосев А. Ф. Античная философия истории. СПб.: Алетейя, 2000.
Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
Момджян К. Х. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа; КД «Университет», 1997.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. М.: Концерн «Возрождение», r1992.
Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.
Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. М.: Феникс, 1992.
Рупова, Р. М. Дорогов Алексей Александрович // Философы современной России. Энциклопедический словарь. 4М.: Энциклопедист-Максимум, 2016. С. 124–127.
Рупова Р. М. Неопатристический синтез как религиозно-философское течение ХХ–XXI веков: религиоведческо-антропологический анализ. Дисс. доктора филос. наук. М., 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/docs/dissertation/rupova-r-m-dissertation.pdf (дата обращения 13.11.2019).
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-пресс, 2004.
Флоровский Г. В. Спор о немецком идеализме // Флоровский Г. В. Христианство и цивилизация. СПб.: Издательство РХГА, 2005. С. 402–423.
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 192–220.
Шпенглер О. Закат Европы. Минск: Попурри, 2009.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.