Гипотетические логосы Дионисия Ареопагита
DOI:
https://doi.org/10.31802/PWG.2021.5.1.004Ключевые слова:
Бог, богопознание, гипотеза, Дионисий Ареопагит, иерархия бытия, логосы,, Платон,, творение.Аннотация
В трактате «О мистическом богословии» упоминаются «гипотетические логосы» и «гипотетическая катафаза». Каков вероятный смысл термина «гипотетический» в трактате Ареопагита? Этот термин возникает в контексте истории о восхождении пророка Моисея на Синай. Ареопагит использует библейскую историю как парадигму процесса познания непостижимого Бога. Ареопагит утверждает, что познание Бога, преодолев всё чувственное и всё умопостигаемое, достигает своего предела, который он характеризует как гипотетические логосы. Исследователи по-разному интерпретируют «гипотетические логосы» Ареопагита: логические предположения (П. Рорем), основные идеи (Ж. Ваннест), присутствие Бога в умопостигаемом мире (И. де Андия), вторая гипотеза «Парменида» (Э. Корсини). Гипотетические логосы Ареопагита наследуют платонической традиции. Они сохраняют признак предположения. В них очевиден момент бесконечного приближения к пределу. Гипотетические логосы — медиатор между противоположными полюсами бытия и мышления. Они являются пределом, далее которого следует «не-гипотетическое начало» у Платона и Божественный мрак у Ареопагита. Это предел катафатического познания (гипотетической катафазы). Для Ареопагита восхождение, которое может осуществить творение на пути к единству с Богом, носит гипотетический характер: предел снимается только нисхождением Бога. Гипотетические логосы есть точка соприкосновения Творца и творения и парадигмального развёртывания иерархий творения. Совпадение радикального усилия творения и Божественного покоя у Ареопагита не чуждо эллинскому мироощущению.
Скачивания
Библиографические ссылки
Pseudo-Dionysius Areopagita. Corpus Dionysiacum. Bd. II: De coelesti hierarchia. De ecclesiastica hierarchia. De mystica theologia. Epistulae / hrsg. von G. Heil und A. M. Ritter. 2. Auflage. Berlin; Boston: De Gruyter, 2012. (PTS; Bd. 67).
Аристотель. О софистических опровержениях // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. (Философское наследие; т. 76). С. 533–593.
Гомер. Илиада / пер. с др.-греч. Н. И. Гнедича. М.: Эксмо, 2017.
Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии / пер. с др.-греч. свящ. Л. Лутковского // Мистическое богословие. Киев: Путь к Истине, 1991. С. 5–12.
Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии / пер. с др.-греч. В. В. Бибихина // Историко-философский ежегодник’90. М.: Наука, 1991. С. 227–232.
Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии / пер. с др.‑греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Глаголъ, 1994.
Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии / пер. с др.-греч. М. Г. Ермаковой. СПб.: Глаголъ, 1997.
Дионисий Ареопагит. Таинственное богословие / пер. с др.-греч. А. Ф. Лосева // Лосев А. Ф. Имя: Сочинения и переводы. СПб.: Алетейя, 1997. С. 458–463.
Платон. Государство / пер. с др.-греч. А. Н. Егунова // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79–420.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 8: Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М.: АСТ, 2000.
Altenburg M. Die Methode der Hypothesis bei Platon, Aristoteles und Proklus. Marburg: N. G. Elwert,1905.
Andia Y., de. Henosis: L’Union à Dieu chez Denys l’Aréopagite. Leiden; New York; Köln: Brill, 1997.
Corsini E. Il trattato «De Divinis Nominibus» dello Pseudo-Dionigi e i commenti neoplatonici al Parmenide. Torino: Giappichelli, 1962.
Rorem P. The Dionysian Mystical Theology. Minneapolis: Fortress Press, 2015.
Vanneste J. Le mystère de Dieu: Essai sur la structure rationnelle de la doctrine mystique du pseudo-Denys l’Aréopagite. Paris: Desclée de Brouwer, 1959.
Völker W. Kontemplation und Ekstase bei Pseudo-Dionysius Areopagita. Wiesbaden: F. Steiner, 1958.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Copyright (c) 2021 Прасолов Михаил Алексеевич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.