‘Parisian Liturgical Theology’: From the ‘Latin Captivity’ of Russian Thought Towards Eastern Orthodox Influence on Roman Catholic Theologians

Authors

  • Priest Alexander Ermolin Moscow Theological Academy, Kazan Theological Seminary

DOI:

https://doi.org/10.31802/PWG.2021.5.1.002

Keywords:

Alexander Schmemann, Eastern Orthodoxy and Roman Catholicism, Georges (George) Florovsky, «Latin captivity», Nikolai Afanasyev, Orthodoxy and heterodoxy, P. N. Evdokimov, «Parisian theological school», West and East

Abstract

The article examines the degree of influence that representatives of the so-called «Parisian Theological School» had on the 20th-century Roman Catholic theologians. The phenomenon of Russian diaspora facilitated the discovery of Eastern Orthodoxy by the non-Orthodox Western world. Protopresbyters Nikolai Afanasyev and Alexander Schmemann, Professor Pavel Evdokimov, and many other theologians and church writers helped the West to learn about the East. However, to make this possible, the «Parisian theologians» themselves had had to overcome the «Latin captivity» of Russian theological thought.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Priest Alexander Ermolin, Moscow Theological Academy, Kazan Theological Seminary

MA in Theology, PhD student of Moscow Theological Academy, Secretary of the Academic Council, Senior Teacher at the Department of Theology and Philosophy at the Kazan Theological Seminary

References

Агапов О., прот. Христианство как Евхаристия в богословии протопресвитера Александра Шмемана // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 1. С. 113–123.

Афанасьев Н., протопресв. Апостол Петр и Римский епископ (По поводу книги О. Кулльманна «Св. Петр») // Православная мысль. 1955. Вып. 10. С. 7–32.

Афанасьев Н., протопресв. Церковь Духа Святого. Париж: YMCA-Press, 1971.

Афанасьев Н., протопресв. Трапеза Господня. Рига: Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1991.

Баев Д. Краткий обзор и содержание «Известия учительнаго». [Электронный ресурс]. URL: http://vdschool.ru/publikacii/article_post/kratkiy-obzor-i-soderzhanie-izvestiyauchitelnago---baev-dmi (дата обращения 23.02.2020).

Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер), папа Римский. Богословие литургии: сакраментальное обоснование христианского существования. М.: Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова; Академия Sapientia et scientia, 2017.

Бродский А. И. Время пресуществления Святых Даров: киевское богословие и российское просвещение // Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. Вып. 1. С. 89–99.

Готц Р. Таинства в истории отношений между Востоком и Западом. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014.

Декрет об апостольстве мирян («Apostolicam actuositatem») // Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 2004. С. 301–336.

Дестивель И. Встреча православной русской экклесиологии с католической экклесиологией в XIX–XX вв. [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/77/344/60026.php (дата обращения 18.04.2020).

Димитрий Ростовский, свт. Слово на страсти Господа нашего Иисуса Христа («Вси проходящии путем, обратитеся и видите, аще есть болезнь, яко болезнь Моя») // Димитрий Ростовский, свт. Полное собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. М.: Синодальная тип., 1835. С. 28–70.

Евдокимов П. Н. Православие. М.: ББИ, 2012.

Зайцев А. А. Преложение Святых Даров в Евхаристии. [Электронный ресурс]. URL: http://old.mpda.ru/site_pub/82304.html (дата обращения 13.03.2020).

Зайцев А. А. Границы Церкви // ПЭ. 2006. Т. 12. С. 265–283.

Известие учительное на современном языке / пер. свящ. Г. Палехова. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-sovremennom-yazyke (дата обращения 22.03.2020).

Иларион (Алфеев), иером. Православное богословие на рубеже столетий: произойдёт ли возрождение русской богословской науки? // Иларион (Алфеев), иером. Православное богословие на рубеже эпох: статьи, доклады. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. С. 383–426.

Карабинов И. А. Историко-литургическая справка «О евхаристическом хлебе и вине» // БТ. 1998. Вып. 34. С. 324–333.

Кунцлер М. Литургия Церкви: в 3 т. Т. 1. М.: Христианская Россия, 2001.

Михайлов П. Б. Конгар // ПЭ. 2014. Т. 36. С. 569–576.

Смолич И. К. Русское монашество: возникновение, развитие и сущность (988–1917) // Смолич И. К. Русское монашество: возникновение, развитие и сущность (988–1917); Жизнь и учение старцев. М.: ЦНЦ ПЭ, 1997. С. 220–237.

Тальберг Н. Д. История Русской Церкви. М.: Сретенский монастырь, 2008.

Тафт Р. Византийский церковный обряд: краткий очерк. СПб.: Алетейя, 2000.

Тафт Р., свящ. Ты являешься частью проблемы или частью решения? [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3590491.html (дата обращения 13.04.2020).

Ткаченко А. А. Брэдшоу // ПЭ. 2003. Т. 6. С. 281–282.

Успенский Н. Д. Анафора: опыт историко-литургического анализа // Успенский Н. Д. [Собрание сочинений]. Т. 2: Византийская литургия: историко-литургическое исследование. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М.: Издательский совет РПЦ, 2006. С. 285–445.

Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // Успенский Н. Д. [Собрание сочинений]. Т. 3: Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский совет РПЦ, 2007. С. 161–200.

Флоровский Г. В., прот. Западные влияния в русском богословии // Антология русской философии: в 3 т. Т. 3. СПб.: Сенсор, 2000. С. 262–279.

Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа // Хомяков А. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2: Работы по богословию. М.: Медиум, 1994. С. 72–128.

Хондзинский П., прот. Митрополит Стефан Яворский и архиепископ Феофан Прокопович (по следам диссертации Ю. Ф. Самарина). СПб.: Аксион эстин, 2011.

Шмеман А., протопресв. Евхаристия. Таинство Царства. М.: Паломник, 2006.

Шмеман А., протопресв. Введение в богословие // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 7–83.

Шмеман А., протопресв. Богословие и Евхаристия // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 192–228.

Шмеман А., протопресв. Богословие и литургическое Предание // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 245–263.

Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 311–345.

Published

2021-03-08

How to Cite

Ermolin А. (2021). ‘Parisian Liturgical Theology’: From the ‘Latin Captivity’ of Russian Thought Towards Eastern Orthodox Influence on Roman Catholic Theologians. Theological Questions, (1 (5), 22–44. https://doi.org/10.31802/PWG.2021.5.1.002

Issue

Section

Docmatic Theology

Categories