«Его звали в Киеве “смиренным философом”». Влияние о. Феофана (Авсенева) на становление русской духовно-академической философской традиции: в интерпретации и оценке протоиерея Георгия Флоровского

Авторы

  • Ряполов Сергей Владимирович Ивановский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-7491-2020-1-3-170-182

Ключевые слова:

русская духовно-академическая философия, русский платонизм, русская нравственная сотериология, нравственная философия, этика, Пути русского богословия, Г. В. Флоровский, П. С. Авсенев

Аннотация

В статье рассматриваются основные положения оригинальной философской системы о. Феофана (Авсенева), значительное влияние на которую оказали философия платонизма, православное богословие и мистическое шеллингианство. Согласно мысли протоиерея Георгия Флоровского, о. Феофан (Авсенев) может быть назван наиболее ярким мыслителем киевской философско-богословской школы. Оказав значительное влияние на формирование киевской духовно-академической традиции, о. Феофан (Авсенев) сформулировал оригинальное философское учение, основные положения которого были опубликованы, к сожалению, уже после смерти мыслителя в составе «Сборника из лекций бывших профессоров Киевской дух. академии,.. изданного академией по случаю пятидесятилетнего юбилея её» в Киеве в 1869 г.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ряполов Сергей Владимирович, Ивановский государственный университет

Соискатель кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета
155908, Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24

Библиографические ссылки

Авсенев П. С. Из записок по психологии. СПб.: Тропа Троянова, 2008.

Булгаков С. Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

Варава В. В. Неведомый Бог философии. М.: Летний сад, 2013.

Введенский А. И. Философские очерки. СПб.: В. С. Балашев и Ко, 1901.

Д. П. Биографическая заметка // Феофан (Авсенев), архим. Из записок по психологии. Киев: Киевское Губернское Управление, 1869. С. I–XVI.

Замалеев А. Ф. «Его имя было синонимом философа» (Петр Семенович Авсенев) // Ав сенев П. С. Из записок по психологии. СПб.: Тропа Троянова, 2008. С. 3–14.

Мирошниченко Е. И. Очерки по истории раннего платонизма в России. СПб.: Алетейя, 2013.

Новицкий О. М. Новицкий, Орест Маркович // Биографический словарь профессоров и пре по да ва те лей Императорского университета св. Владимира (1834–1884) / ред. В. С. Икон ни ков. Киев: Императорский ун-т св. Владимира, 1884. С. 489–528.

Платон. Федр // Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 135–191.

Семенова С. Г. Тайны Царствия Небесного. М.: Школа-Пресс, 1994.

Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 47–578.

Терновский Ф. А. Авсенев, Петр Семенович // Биографический словарь профессоров и преп ода ва те лей Императорского университета св. Владимира (1834–1884) / ред. В. С. Иконни ков. Киев: Императорский ун-т св. Владимира, 1884. С. 6–11.

Феофан (Авсенев), архим. Из записок по психологии. Киев: Киевское Губернское Управление, 1869.

Феофан (Говоров), еп. Собрание писем. Вып. 2. М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898.

Флоровский Г. В. Пути русского богословия. VI. Философское пробуждение // О России и русс кой философской культуре / отв. ред. Е. М. Чехарин. М.: Наука, 1990. С. 272–378.

Загрузки

Опубликован

2021-09-12

Как цитировать

Ряполов, С. В. (2021). «Его звали в Киеве “смиренным философом”». Влияние о. Феофана (Авсенева) на становление русской духовно-академической философской традиции: в интерпретации и оценке протоиерея Георгия Флоровского. Вопросы богословия, (1 (3), 170–182. https://doi.org/10.31802/2658-7491-2020-1-3-170-182