«Кризис русского византинизма» и переводы сочинений греческих отцов Церкви в Древней Руси

Авторы

  • Пантелеев Сергий, диакон Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-7491-2020-1-3-134-147

Ключевые слова:

протоиерей Георгий Флоровский, древнерусские переводы, святоотеческое наследие, древнерусское богословие, каталоги древнерусских рукописей, христианский эллинизм

Аннотация

Протоиерей Георгий Флоровский, как известно, — истый эллинист, и христианский эллинизм есть для него мерило исторических и богословских процессов, протекавших в Церкви. Такой подход вызывает различную реакцию, но так или иначе, он лежит в основе восприятия древнерусского богословия отцом Георгием, изложение которого составляет первую главу «Путей русского богословия». В настоящей статье не дается оценка этого факта, автор обращает внимание на все ещё плохую изученность древнерусского богословия, в частности — бытовавших на Руси переводов греческих отцов Церкви. Только создание сводных каталогов памятников святоотеческой мысли, различных «реперториумов», которые содержали бы точные данные о святоотеческих текстах на славянском языке в их соотнесенности с греческой традицией, позволит не только критически взглянуть на многие идеи, изложенные отцом Георгием, но и даст необходимую базу для объективного изложения древнерусского богословия. В этом направлении уже немало сделано, но ещё явно недостаточно. Вместе с тем подобная работа приводит в ряде случаев к очень неожиданным результатам, важным для реконструкции древнерусского богословия и изучения рукописной традиции (включая греческую) святоотеческих переводов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Пантелеев Сергий, диакон, Московская духовная академия

Кандидат богословия
доцент кафедры филологии Московской духовной академии
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

Бруни А. М. Θεολόγος. Древнеславянские кодексы Слов Григория Назианзина и их византийские прототипы. М.; СПб.: Нестор-история, 2004.

Бруни А. М. Византийская традиция и старославянский перевод Слов Григория Назианзина. Т. 1. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2010.

Василий (Кривошеин), архиеп. Книги о Русской Церкви // Церковь владыки Василия (Криво шеин а). Н. Новгород: Братство во имя св. Александра Невского, 2004. С. 318–337. Гаврилюк П. Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. Киев: Дух і літера, 2017.

Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности (XI–XV вв.) // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука. 1980. Т. XXXV. С. 345–375.

Иванов М. С. Богословское своеобразие патристики Киевской Руси // Русская патрология: Материалы академической конференции. Сергиев Посад: МДА, 2009. С. 129–157.

Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XI–XVI веков: Каталог гомилий / сост. Е. Э. Гранстрем, О. В. Творогов, А. Валевичюс. СПб.; Opladen: Дмитрий Буланин; Westdeutscher Verlag, 1998.

Ким С. Славянска Златоустова еклога «Слово за пришествие Христово» по ръкопис № 11 от издание Свято-Троицката Сергиева лавра. Идентификация на източниците // Проглас: Филологическо списание. Велико Търново: Универс. св. св. Кирил и Мето дий. 2013. № 2. С. 29–47.

Мейендорф И., прот. Предисловие // Пути русского богословия. Вильнюс: [б. и.], 1991. С. I–VI.

Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2015.

Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до конца XIV в. включительно») / сост. Н. Б. Шеламанова // Археографический ежегодник за 1965. М.: Наука, 1966. С. 177–272.

Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей,

Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке ТроицеСергиевой лавры с XIV по XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука. 1974. Т. XVIII. С. 317–324.

Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке КиррилоБелозерского монастыря // Монастырская культура: Восток и Запад / сост. Е. Г. Водо лазк ин. СПб.: Канун, 1999. С. 44–58.

Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Соловецкого монастыря // Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря / РАН. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом); отв. ред. О. В. Панченко. СПб.: Наука, 2010. С. 108–122.

Сапунов Б. В. Книга в России в XI–XIII вв. М.: Наука, 1978.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV век. Вып. I: Апокалипсис — Летопись Лавретьевская / ред. О. А. Князев ская, А. А. Турилов и др. М.: Индрик, 2002.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: XI–XIII вв. / ред. Л. П. Жуковская и др. М.: Наука, 1984.

Творогов О. В. Древнерусская книжность XI–XIII веков (о Каталоге памятников) // Арх ео графия и текстология древнерусской литературы. СПб.: Альянс-Архео, 2009. С. 191–212.

Творогов О. В. Рукописные собрания России: состояние изучения и описания // Археография и текстология древнерусской литературы. СПб.: Альянс-Архео, 2009. С. 213–273.

Флоровский Г., прот. Пути русского богословия / отв. ред. О. Платонов. М.: Ин-т русской цивилизации, 2009.

Шмеман А., протопр. Исторический путь Православия. Киев: Пролог, 2003.

Загрузки

Опубликован

2021-09-12

Как цитировать

Пантелеев, С. (2021). «Кризис русского византинизма» и переводы сочинений греческих отцов Церкви в Древней Руси. Вопросы богословия, (1 (3), 134–147. https://doi.org/10.31802/2658-7491-2020-1-3-134-147

Выпуск

Раздел

Материалы конференций

Категории