«Кризис русского византинизма» и переводы сочинений греческих отцов Церкви в Древней Руси
DOI:
https://doi.org/10.31802/2658-7491-2020-1-3-134-147Ключевые слова:
протоиерей Георгий Флоровский, древнерусские переводы, святоотеческое наследие, древнерусское богословие, каталоги древнерусских рукописей, христианский эллинизмАннотация
Протоиерей Георгий Флоровский, как известно, — истый эллинист, и христианский эллинизм есть для него мерило исторических и богословских процессов, протекавших в Церкви. Такой подход вызывает различную реакцию, но так или иначе, он лежит в основе восприятия древнерусского богословия отцом Георгием, изложение которого составляет первую главу «Путей русского богословия». В настоящей статье не дается оценка этого факта, автор обращает внимание на все ещё плохую изученность древнерусского богословия, в частности — бытовавших на Руси переводов греческих отцов Церкви. Только создание сводных каталогов памятников святоотеческой мысли, различных «реперториумов», которые содержали бы точные данные о святоотеческих текстах на славянском языке в их соотнесенности с греческой традицией, позволит не только критически взглянуть на многие идеи, изложенные отцом Георгием, но и даст необходимую базу для объективного изложения древнерусского богословия. В этом направлении уже немало сделано, но ещё явно недостаточно. Вместе с тем подобная работа приводит в ряде случаев к очень неожиданным результатам, важным для реконструкции древнерусского богословия и изучения рукописной традиции (включая греческую) святоотеческих переводов.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бруни А. М. Θεολόγος. Древнеславянские кодексы Слов Григория Назианзина и их византийские прототипы. М.; СПб.: Нестор-история, 2004.
Бруни А. М. Византийская традиция и старославянский перевод Слов Григория Назианзина. Т. 1. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2010.
Василий (Кривошеин), архиеп. Книги о Русской Церкви // Церковь владыки Василия (Криво шеин а). Н. Новгород: Братство во имя св. Александра Невского, 2004. С. 318–337. Гаврилюк П. Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. Киев: Дух і літера, 2017.
Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности (XI–XV вв.) // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука. 1980. Т. XXXV. С. 345–375.
Иванов М. С. Богословское своеобразие патристики Киевской Руси // Русская патрология: Материалы академической конференции. Сергиев Посад: МДА, 2009. С. 129–157.
Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XI–XVI веков: Каталог гомилий / сост. Е. Э. Гранстрем, О. В. Творогов, А. Валевичюс. СПб.; Opladen: Дмитрий Буланин; Westdeutscher Verlag, 1998.
Ким С. Славянска Златоустова еклога «Слово за пришествие Христово» по ръкопис № 11 от издание Свято-Троицката Сергиева лавра. Идентификация на източниците // Проглас: Филологическо списание. Велико Търново: Универс. св. св. Кирил и Мето дий. 2013. № 2. С. 29–47.
Мейендорф И., прот. Предисловие // Пути русского богословия. Вильнюс: [б. и.], 1991. С. I–VI.
Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2015.
Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до конца XIV в. включительно») / сост. Н. Б. Шеламанова // Археографический ежегодник за 1965. М.: Наука, 1966. С. 177–272.
Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей,
Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке ТроицеСергиевой лавры с XIV по XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука. 1974. Т. XVIII. С. 317–324.
Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке КиррилоБелозерского монастыря // Монастырская культура: Восток и Запад / сост. Е. Г. Водо лазк ин. СПб.: Канун, 1999. С. 44–58.
Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Соловецкого монастыря // Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря / РАН. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом); отв. ред. О. В. Панченко. СПб.: Наука, 2010. С. 108–122.
Сапунов Б. В. Книга в России в XI–XIII вв. М.: Наука, 1978.
Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV век. Вып. I: Апокалипсис — Летопись Лавретьевская / ред. О. А. Князев ская, А. А. Турилов и др. М.: Индрик, 2002.
Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: XI–XIII вв. / ред. Л. П. Жуковская и др. М.: Наука, 1984.
Творогов О. В. Древнерусская книжность XI–XIII веков (о Каталоге памятников) // Арх ео графия и текстология древнерусской литературы. СПб.: Альянс-Архео, 2009. С. 191–212.
Творогов О. В. Рукописные собрания России: состояние изучения и описания // Археография и текстология древнерусской литературы. СПб.: Альянс-Архео, 2009. С. 213–273.
Флоровский Г., прот. Пути русского богословия / отв. ред. О. Платонов. М.: Ин-т русской цивилизации, 2009.
Шмеман А., протопр. Исторический путь Православия. Киев: Пролог, 2003.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2021 Пантелеев Сергий, диакон
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.