Концепция неопатристического синтеза: сегодняшний статус и возможности пакибытия
DOI:
https://doi.org/10.31802/2658-7491-2020-1-3-44-61Ключевые слова:
протоиерей Георгий Флоровский, религиозная философия, богословие, Предание, патристика, аскетика, исихазм, неопатристический синтез, неопаламизм, христианский эллинизмАннотация
Анализируется современная рецепция концепции неопатристического синтеза о. Георгия Флоровского и оцениваются перспективы её дальнейшего развития. Описаны основные этапы этой рецепции, начиная с рождения концепции в 30-х гг. прошлого века. Особое внимание уделяется новейшим этапам, на которых развертывается активная критика концепции. Систематически разобраны критические аргументы, выдвинутые в адрес концепции, и в качестве главных из них выделены следующие: неоправданная абсолютизация эллинского слагаемого православного Предания в концепции «христианского эллинизма» Флоровского; несправедливая, чрезмерная критика русской религиозной философии Серебряного века; ошибочная консервативная позиция, обращенность в прошлое, исключающая всякое творчество в богословии и уводящая его от проблем современности. Их анализ показывает, что первый аргумент должен быть принят, второй же - отвергнут. Третий также по сути несправедлив, но при его рассмотрении открывается необходимость известного уточнения и дополнения концепции. «Обращение к Отцам» следует понимать как обращение к квинтэссенциальному христианскому опыту соединения со Христом, хранимому в православном Предании как единстве патристики и аскетики. Итоговый вывод тот, что концепция в главном не устарела, но должна принять новую форму, имеющую два крупных отличия: следует удалить из нее принцип христианского эллинизма и включить в нее, в качестве аскетической компоненты Предания, опыт исихазма. Этот опыт, живой и ныне, и притом строго упорядоченный по ступеням «Райской Лествицы», служит своего рода «генетическим кодом» Предания, которое, в свете этого, предстает в точном смысле, «Живым Преданием», согласно старинной символической формуле.
Скачивания
Библиографические ссылки
Гаврилюк П. Л. "Запад" и "Восток" в контексте философии неопатристического синтеза // Георгий Васильевич Флоровский / ред. А. В. Черняев. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 180-204.
Галлахер Б. "В ожидании варваров": идентичность и полемичность у Георгия Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский / ред. А. В. Черняев. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 205-229.
Петрунин В. В. Социальная этика православия: исихастская перспектива // Феномен человека в его эволюции и динамике. Труды Открытого семинара Института Синергийной Антропологии / отв. ред. С. С. Хоружий. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. С. 190-217.
Филоненко А. С. Богословие общения и евхаристическая антропология // Койнония. Вестник ХНУ им. В. Н. Каразина. 2010. № 1. С. 175-189.
Флоровский Г., прот. Богословские отрывки // Избранные богословские статьи / ред.-сост. А. Кырлежев. М.: Пробел, 2000. С. 121-140.
Хоружий С. С. Концепция неопатристического синтеза на новом этапе // Вопросы философии. 2015. № 7. С. 122-135.
Baker M. "Theology Reasons" - In History: Neo-Patristic Synthesis and the Renewal of Theological Rationality // Theologia. 2010. T. 81. № 4. Σ. 81-118.
Gavrilyuk P. L. Georges Florovsky and the Russian Religious Renaissance. Oxford: Oxford University Press, 2013.
Kalaitzidis P. Toward an Orthodox Political Theology: The Church's Theological Foundations and Public Role in the Context of the Greek Economic Crisis // Political Theologies in Orthodox Christianity. Common Challenges - Divergent Positions / ed. K. Stoeckl, I. Gabriel, A. Papanikolaou. London: Bloomsbury T&T Clark, 2017. P. 151-178.
Valliere P. Modern Russian Theology. Bukharev, Soloviev, Bulgakov. Orthodox Theology in a New Key. Grand Rapids (MI): W. B. Eerdmans Publ. Company, 2000.
Đorđević M. Nikolas Kabasilas. Ein Weg zu einer Synthese der Traditionen. Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2015.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.