«Иго Господне благо…» Феофилакта Лопатинского в богословских спорах начала XVIII в.

Авторы

  • Рогожин Александр Александрович Орловский музыкальный колледж

DOI:

https://doi.org/10.31802/PWG.2024.11.1.001

Ключевые слова:

оправдание верой, протестантизм, сотериология, Феофилакт Лопатинский, богословие

Аннотация

В богатой на события первой трети XVIII в. особую роль сыграл богословский спор об оправдании верой, развернувшийся между Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским и его сторонниками. К числу последних относился ректор Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря в Москве Феофилакт Лопатинский. Феофилакт написал в ответ на «еретическую», по его мнению, «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими» Феофана свое сочинение «Иго Господне благо...». Посвященное, строго говоря, частному вопросу, «Иго Господне благо» превратилось, благодаря впечатляющей эрудиции Феофилакта, в фундаментальный богословский трактат объемом в несколько сотен страниц. Тем не менее, трактат так и не был напечатан, циркулируя в рукописях. В фонде Синода в РГИА остались авторские черновая, а также первая часть чистовой версии сочинения. В работе мы использовали рукописи сочинения, относящиеся ко второй половине XVIII в., в первую очередь из Собрания Московской духовной академии Отдела рукописей РГБ. Цель работы состоит в прояснении основных доводов и риторических приемов Феофилакта, направленных на обоснование «еретичества» оппонента. По итогам исследования можно прийти к выводу, что Феофилакт опасался распространения «еретического мнения» в первую очередь с точки зрения последствий для прочности церковной и государственной организации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Рогожин Александр Александрович, Орловский музыкальный колледж

кандидат исторических наук, преподаватель Орловского музыкального колледжа

rogozhin_alexander@bk.ru

Библиографические ссылки

Григорьев А. Б. Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя его легко» // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2011. № 38. С. 101–115.

Зицер Э. Царство Преображения. Священная пародия и царская харизма при дворе Петра Великого. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

Корзо М. А. «Иго неудобоносимое». К истории одной дискуссии о Декалоге в русской мысли начала XVIII в. // Постигая добро: сборник статей. К шестидесятилетию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В. Артемьева, А.В. Прокофьев. М.: Альфа-М, 2013. С. 235–248.

Корзо М. А. О протестантских влияниях действительных и мнимых: православные катехизисы от Стефана Зизания до Феофана Прокоповича // Вивлioѳика: E-Journal of Eighteenth-Century Russian Studies. Vol. 5. 2017. С. 5–17.

Крашенинникова О. А. «Апокрисис» (1731) Феофилакта Лопатинского — неопубликованный полемический труд против И.Ф. Буддея // Литературные взаимосвязи России XVIII-XIX вв.: по материалам российских и зарубежных архивохранилищ. Вып. 1. / Отв. ред. Н.Д. Блудилина, М.И. Щербакова. М.: У Никитских ворот, 2015. С. 239–295.

Морев И., прот. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904.

Морозов П. Феофан Прокопович как писатель. Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразований. СПб., 1880.

Морошкин Н. Я. Феофилакт Лопатинский, архиепископ тверской, в 1706–1741 гг. Исторический очерк // Русская старина. Т. XLIX. 1886 (январь). С. 1–38.

Николаев С. И. Лопатинский Федор Леонтьевич (в монашестве – Феофилакт) // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2 (К-П) / Отв. ред. А.М. Панченко. СПб.: Наука, 1999. С. 226–227.

Покровский Н. Феофилакт Лопатинский // Православное обозрение. 1872. Декабрь. С. 684-710.

Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Он же Сочинения. Т. V. М., 1880.

Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М.: Индрик, 2003.

Терновский Ф. Московские еретики в царствование Петра I // Православное обозрение. 1863. № 10. С. 305–347.

Улямаев Т. Р. «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского): к истории текста // Труды Саратовской православной духовной семинарии. Вып. XII. 2018. С. 160–190.

Флоровский Г. В. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009.

Хондзинский П., прот. Митрополит Стефан Яворский и архиепископ Феофан Прокопович (По следам диссертации Ю. Ф. Самарина). СПб.: Аксион эстин, 2011.

Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией». Из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М.: Издательство ПСТГУ, 2013.

Ivanov A. V. A Spiritual Revolution: The Impact of Reformation and Enlightenment in Orthodox Russia, 1700-1825. Madison: University of Wisconsin Press, 2020.

Загрузки

Опубликован

2024-10-21

Как цитировать

Александр Александрович, . Р. (2024). «Иго Господне благо…» Феофилакта Лопатинского в богословских спорах начала XVIII в. Вопросы богословия, (1 (11), 13–30. https://doi.org/10.31802/PWG.2024.11.1.001

Выпуск

Раздел

История Русской Православной Церкви

Категории