Историческая мысль: от фактографии к богословскому синтезу

Авторы

  • Рупова Розалия Моисеевна Московская духовная академия; Российский государственный социальный университет

DOI:

https://doi.org/10.31802/PWG.2022.7.1.005

Ключевые слова:

философия истории, неопатристический синтез, кризис историзма, христианская антропология, богословие личности, богословский синтез, библейский историзм

Аннотация

Целью работы является обзор генезиса исторической мысли — от её античных протоформ до настоящего времени. Широкомасштабная критика самих оснований европейской науки, происходившая на протяжении многих десятилетий, начиная со второй половины XIX в., приведшая к смене научной парадигмы на рубеже XIX и ХХ вв., требует не только осмотрительности при выстраивании объяснительных моделей, но и обоснования самого исследовательского инструментария, прежде чем его применять. В статье в качестве инструментария выступает сама история как «металогика для всякой логики». Европейская культура имеет два основных питающих истока: иудео-христианскую традицию и традицию античной греко-римской классики. Оба русла внесли свой вклад в формирование исторической мысли. Согласно библейскому откровению, Бог является творцом не только мира, но и самого времени. Библия содержит саму идею исторического процесса, имеющего начало и конец, и, главное, смысл.

В статье дано описание специфики библейской философии истории, прослеживаются библейские основания формирования европейской исторической мысли, пути её трансформации в Средние века, эпоху Ренессанса и в Новое время.

В XIX в., при переходе к неклассическим философским системам, параллельно возникают и неклассические модели исторического процесса. Возникает кризис историзма, который в ХХ столетии углубляется и, как следствие, происходит активизация эсхатологической тематики в разных вариантах («конец истории», «постистория» и т. п.). Антиисторизм становится господствующим направлением философско-исторической мысли. Необычайная сложность социальной динамики XIX–XX вв., «немоделируемость» социальных процессов порождают идею об отсутствии исторического детерминизма между эпохами. В кризисный ХХ в. так называемый «антропологический поворот» приводит к антропологизации, среди прочих направлений научного знания, и историософской мысли. В концепции неопатристического синтеза, ставшей основанием целого направления религиозно-философской мысли ХХ–XI вв., открывается перспектива богословского синтеза истории, философии и антропологии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Рупова Розалия Моисеевна, Московская духовная академия; Российский государственный социальный университет

доктор философских наук, профессор кафедры библеистики Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

доцент кафедры теологии Российского государственного социального университета

129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1

rozaliya-rupova@yandex.ru

Библиографические ссылки

Бальтазар Х. У. Теология истории. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

Бахтин М. В. Богословское осмысление истории. М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2006.

Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука, 1986.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Директ-Медиа, 2007.

Гесиод. Труды и дни. 109–201 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М., 1989. С. 34–36.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Приазовский край, 1992.

Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви: Эсхатология. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.

Кимелев Ю. А. Философия истории. Системно-исторический очерк // Кимелев Ю. А. Философия истории. Антология. М.: Аспект-пресс, 1995. С. 3–19.

Лосев А. Ф. Античная философия истории. СПб.: Алетейя, 2000.

Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

Момджян К. Х. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа; КД «Университет», 1997.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. М.: Концерн «Возрождение», r1992.

Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. М.: Феникс, 1992.

Рупова, Р. М. Дорогов Алексей Александрович // Философы современной России. Энциклопедический словарь. 4М.: Энциклопедист-Максимум, 2016. С. 124–127.

Рупова Р. М. Неопатристический синтез как религиозно-философское течение ХХ–XXI веков: религиоведческо-антропологический анализ. Дисс. доктора филос. наук. М., 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/docs/dissertation/rupova-r-m-dissertation.pdf (дата обращения 13.11.2019).

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-пресс, 2004.

Флоровский Г. В. Спор о немецком идеализме // Флоровский Г. В. Христианство и цивилизация. СПб.: Издательство РХГА, 2005. С. 402–423.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 192–220.

Шпенглер О. Закат Европы. Минск: Попурри, 2009.

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

Рупова, Р. (2022). Историческая мысль: от фактографии к богословскому синтезу. Вопросы богословия, (1 (7), 67–87. https://doi.org/10.31802/PWG.2022.7.1.005

Выпуск

Раздел

Философия

Категории