Феодосий Карульский как автор первого исследования нравственного богословия святителя Феофана Затворника

Авторы

  • Солодов Николай Викторович, священник Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/PWG.2022.7.1.004

Ключевые слова:

Феодосий Карульский, Василий Харитонов, Феофан (Харитонов), Феофан Затворник, Казанская духовная академия, нравственное богословие

Аннотация

Через пять месяцев после кончины Феофана Затворника, в мае 1894 года, выпускником Казанской духовной академии Василием Харитоновым была дописана кандидатская работа «Обозрение главных сочинений Преосвященного Феофана Тамбовского нравственно-аскетического содержания». Она получила положительные отзывы рецензентов и послужила основанием для присуждения её автору степени кандидата богословия. Работа над диссертацией велась на последнем, четвёртом курсе академии, и она стала первым исследованием такого рода, специально посвящённым сочинениям свт. Феофана. В процессе написания Василий состоял в переписке с Преосвященным Феофаном и получал от него не только указания по содержанию исследования, но и личные духовно-аскетические советы по организации научного труда и духовной жизни в целом. Последнее было особенно важно для Василия в этот период жизненного выбора: в ноябре 1893 г. он дает обет принять монашество, действительно принимает его через два с половиной года, а затем, по окончанию срока обязательной службы в духовно-учебном ведомстве, отправляется на Афон, где и подвизался до конца своей жизни – до 1937 года. Наибольшую известность он получил как схимонах Феодосий. В монашеском постриге он именовался Феофаном, очевидно, в этом был знак особой приверженности наставлениями свт. Феофана, его ученичества у Вышенского затворника.

В настоящей статье мы исследуем контекст написания курсовой работы В. Харитонова, проводим ее текстологический анализ и выясняем ее научную ценность, а также значение для жизни автора.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Солодов Николай Викторович, священник, Московская духовная академия

кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия 

nsolodov@gmail.com

Библиографические ссылки

А. К-н. Рецензия на книгу: Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения // Богословский библиографический листок. 1891. № 10–11. С. 385–388.

Вышенская пустынь // Церковные ведомости. 1894. № 8. С. 241–250.

Гренков А. И. Идеи и факты педагогики с точки зрения богословствующего педагога // Православный собеседник. 1888. Февраль. С. 193–214; Апрель. С. 574–595; Август. С. 404–435.

Гренков А. Отзыв о сочинении В. Харитонова на тему «Обозрение главных сочинений Преосв. Феофана (Тамбовского) нравственно аскетического содержания» // ГА РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 2067. Л. 2–3.

Духовный дневник иеросхимонаха Феодосия Карульского // Русский паломник. 2001. № 23. С. 25–43; № 24. С. 95–101.

Иеросхимонах Макарий — питомец карульских исихастов // Русский паломник. 2002. №25. С. 21–30.

Иустин (Полянский), еп. Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина // Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского: в 12 т. Т. 2. М., 1895. С. 243–402.

Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой / сост. еп. Марк (Арндт). Мюнхен: Изд.??, 1990.

О Преосвященном епископе Феофане. Воспоминания Вышенского инока // Церковные ведомости. № 10. С. 328–337.

Письма святителя Феофана Затворника к будущему старцу Феодосию Карульскому Святогорцу // Русский паломник. 2001. № 24. С. 103–107.

Поминовение в Бозе почившего епископа Феофана в С.-Петербурге // Церковные ведомости. 1894. №4. С. 119–121.

Преосвященный Феофан как писатель-богослов // Церковный вестник. 1894. № 4. С. 51–53; № 6. С. 83–85.

Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891.

Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1893.

Смирнов А., свящ. Отзыв о курсовом сочинении студента XXXV курса Василия Харитонова «Обозрение главных сочинений Преосвященного Феофана Тамбовского нравственно-аскетического содержания» // ГА РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 2067.

Солодов Н. В., свящ. Дневник Феодосия Карульского. «На пути в объятия Отчи». [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/6172271 (дата обращения: 20.03.2022).

Солодов Н. В. Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) в воспоминаниях свящ. Николая Коноплёва. [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/6172977 (дата обращения: 21.03.2022).

Суворов И. Н. Черновые записи // ГА ВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 165.

Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия / 2-е изд. Изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890.

Феофан Затворник, свт. Четыре неизданных письма // Символ. 1985. № 13. С. 194–203.

Феофан (Харитонов), иером. Важное значение законоучительской деятельности священника в церковно-приходской школе // ТЕВ. 1896. № 43. С. 1140–1149.

Феофан (Харитонов), иером. Обозрение главных сочинений Преосвященного Феофана Тамбовского нравственно-аскетического содержания // ВЕВ. 1898. № 2. С. 35–38; № 3. С. 66–71; № 4. С. 86–89; № 6. С. 151–153; № 7. С. 163–167; № 8–9. С. 196–202; № 10. С. 244–247; № 11. С. 268–273; № 12. С. 289–295; № 14. С. 344–347; № 17. С. 395–398; № 18. С. 411–420; № 19. С. 441–447; № 20. С. 469–477; № 21. С. 505–510; № 22. С. 539–547; № 23. С. 565–578; № 24. С. 597–610.

В. Х[аритонов]. Мысли Преосвященного Феофана Тамбовского о христианском воспитании детей // СЕВ. 1896. № 3. С. 131–138.

Харитонов В. Обозрение главных сочинений Преосвященного Феофана Тамбовского нравственно-аскетического содержания. Кандидатское сочинение // ГА РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 313.

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

Солодов, Н. (2022). Феодосий Карульский как автор первого исследования нравственного богословия святителя Феофана Затворника. Вопросы богословия, (1 (7), 53–66. https://doi.org/10.31802/PWG.2022.7.1.004

Выпуск

Раздел

Русская патрология

Категории