Неопатристический синтез: возможность естественнонаучного русла

Авторы

  • Рупова Розалия Моисеевна Московская духовная академия; Российский государственный социальный университет

DOI:

https://doi.org/10.31802/PWG.2021.6.2.001

Ключевые слова:

Богословие культуры, богословие личности, Георгий Флоровский, естественные науки, неопатристический синтез

Аннотация

В работе дано обоснование возможности расширения сферы охвата такого значительного направления современного богословия, как неопатристический синтез. Исторически это направление формировалось в среде русской послереволюционной эмиграции ХХ в. и включало гуманитарное знание. Разделы богословия, история, философия, науки об обществе были платформами жарких дискуссий и составляли исследовательское поле как для самого прот. Георгия Флоровского, основателя этого направления, так и для его последователей. Развитие концепции на рубеже тысячелетий и в XXI в. пошло по пути антропологизации. Опираясь на позицию прот. Георгия, который позиционировал богословие как универсальный, без изъятия, способ рассмотрения всех аспектов культуры, автор предлагает включить в поле неопатристики естественнонаучное знание. Это откроет перспективу построения системного богословия культуры.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Рупова Розалия Моисеевна, Московская духовная академия; Российский государственный социальный университет

доктор философских наук, профессор кафедры библеистики Московской духовной академии, доцент кафедры теологии Российского государственного социального университета

141312, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

rozaliya-rupova@yandex.ru

Библиографические ссылки

Агапов О. Д. Очерки синергийной социальной философии. Казань: Познание, 2008.

Брэдшоу Д. Христианский подход к философии времени // Метапарадигма. Альманах: богословие, философия, естествознание. 2015. № 6. С. 70–78.

Василюк Ф. Е. На подступах к синергийной психотерапии // Фонарь Диогена: проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте / отв. ред. С. С. Хоружий. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 620–642.

Вернадский В. И. О научном мировоззрении // Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2008. С. 184–241.

Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки / отв. ред. П. П. Гайденко. М.: Мартис, 1997. С. 44–83.

Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: очерки о личности и Церкви. М.: Свято-Филаретовский Православно-христианский ин-т, 2006.

Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость: новые очерки о личности и Церкви. М.: ББИ, 2012.

Катасонов В. Н. Цивилизационный кризис ХХ столетия и Православие // Катасонов В. Н. Христианство. Культура. Наука. М.: ПСТГУ, 2012. С. 21–36.

Копейкин К., прот. Что есть реальность? Размышляя над произведениями Эрвина Шрёдингера. СПб.: СПбГУ, 2014.

Лега В. П. История западной философии: в 2 ч. М.: ПСТГУ, 2014.

Михайлов П. Б. Компетенции рациональности в богословии // Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М.: ПСТГУ, 22015. С. 39–54.

Мумриков О., иерей. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Сергиев Посад: МДА, 2014.

Нестерук А. Логос и космос: богословие, наука и православное предание. М.: ББИ, 2006.

Петрунин В. В. Политический исихазм и его традиции в социальной концепции Московского Патриархата. СПб.: Алетейя, 2009.

Рупова Р. М. Неопатристический синтез: христианская альтернатива глобальному кризису цивилизации. СПб.: Алетейя, 2017.

Рупова Р. М. Неопатристический синтез как религиозно-философское течение ХХ–XXI в.: религиоведческо-антропологический анализ: дис. ... д-ра филос. н. М., 2018.

Сержантов П. Б. Исихастская антропология о временном и вечном. М.: Центр библейско-патрологических исследований Отдела по делам молодёжи РПЦ; Православный паломник, 2010.

Толкования на Лк. 10:38 свт. Игнатия Брянчанинова и блаж. Феофилакта Болгарского. [Электронный ресурс]. URL: http://bible.optina.ru/new:lk:10:38 (дата обращения 29.11.2021).

Тростников В. Н. Вера и разум: европейская философия и её вклад в познание истины. М.: Грифон, 2010.

Флоровский Г. В., прот. Оправдание знания // Флоровский Г. В., прот. Вера и культура: избранные труды по богословию и философии / сост. И. И. Евлампиев; примеч. И. И. Евлампиева, В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002. С. 343–349.

Флоровский Г. В., прот. Христианство и цивилизация // Флоровский Г. В., прот. Вера и культура: избранные труды по богословию и философии / сост. И. И. Евлампиев; примеч. И. И. Евлампиева, В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002. С. 641–649.

Флоровский Г. В., прот. Вера и культура // Флоровский Г. В., прот. Вера и культура: избранные труды по богословию и философии / сост. И. И. Евлампиев; примеч. И. И. Евлампиева, В. Л. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002. С. 650–670.

Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.: Изд. гуманитарной литературы, 1992.

Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Хоружий С. С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. С. 339–353.

Хоружий С. С. Исследования по исихастской традиции: в 2 т. СПб.: РХГА, 2012.

Хоружий С. С. Восточно-христианский дискурс и проблема техники // Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Ин-т св. Фомы, 2018. С. 553–567.

Шмалий В., свящ. Космология святых Отцов Каппадокийцев: вклад в современный диалог науки и богословия // Альфа и Омега. 2003. № 2 (36). С. 152–170.

Загрузки

Опубликован

2021-11-15

Как цитировать

Рупова, Р. М. (2021). Неопатристический синтез: возможность естественнонаучного русла. Вопросы богословия, (2 (6), 15–24. https://doi.org/10.31802/PWG.2021.6.2.001

Выпуск

Раздел

Догматическое богословие

Категории