«Парижское литургическое богословие»: от «латинского пленения» русской мысли к православному влиянию на католических богословов

Авторы

  • Ермолин Александр, священник Московская духовная академия Русской Православной Церкви, Казанская духовная семинария

DOI:

https://doi.org/10.31802/PWG.2021.5.1.002

Ключевые слова:

Запад и Восток, «латинское пленение», П. Н. Евдокимов, «парижская бого- словская школа», Православие и инославие, Православие и католицизм, протоиерей Георгий Флоровский, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Николай Афанасьев

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о степени влияния представителей так называемой «парижской богословской школы» на католических богословов XX века. Такое явление, как русская эмиграция, помогло западному инославному миру открыть для себя Правосла- вие. Протопресвитеры Николай Афанасьев и Александр Шмеман, профессор Павел Евдокимов и многие другие богословы и церковные писатели помогли Западу познакомиться с Востоком. Однако для того, чтобы это произошло, «парижским богословам» необходимо было сначала самим преодолеть «латинское пленение» русской богословской мысли.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ермолин Александр, священник, Московская духовная академия Русской Православной Церкви, Казанская духовная семинария

магистр богословия, аспирант кафедры богословия Московской духовной академии, секретарь Учёного Совета, старший преподаватель кафедры богословия и философии Казанской православной духовной семинарии

Библиографические ссылки

Агапов О., прот. Христианство как Евхаристия в богословии протопресвитера Александра Шмемана // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 1. С. 113–123.

Афанасьев Н., протопресв. Апостол Петр и Римский епископ (По поводу книги О. Кулльманна «Св. Петр») // Православная мысль. 1955. Вып. 10. С. 7–32.

Афанасьев Н., протопресв. Церковь Духа Святого. Париж: YMCA-Press, 1971.

Афанасьев Н., протопресв. Трапеза Господня. Рига: Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1991.

Баев Д. Краткий обзор и содержание «Известия учительнаго». [Электронный ресурс]. URL: http://vdschool.ru/publikacii/article_post/kratkiy-obzor-i-soderzhanie-izvestiyauchitelnago---baev-dmi (дата обращения 23.02.2020).

Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер), папа Римский. Богословие литургии: сакраментальное обоснование христианского существования. М.: Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова; Академия Sapientia et scientia, 2017.

Бродский А. И. Время пресуществления Святых Даров: киевское богословие и российское просвещение // Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. Вып. 1. С. 89–99.

Готц Р. Таинства в истории отношений между Востоком и Западом. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014.

Декрет об апостольстве мирян («Apostolicam actuositatem») // Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 2004. С. 301–336.

Дестивель И. Встреча православной русской экклесиологии с католической экклесиологией в XIX–XX вв. [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/77/344/60026.php (дата обращения 18.04.2020).

Димитрий Ростовский, свт. Слово на страсти Господа нашего Иисуса Христа («Вси проходящии путем, обратитеся и видите, аще есть болезнь, яко болезнь Моя») // Димитрий Ростовский, свт. Полное собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. М.: Синодальная тип., 1835. С. 28–70.

Евдокимов П. Н. Православие. М.: ББИ, 2012.

Зайцев А. А. Преложение Святых Даров в Евхаристии. [Электронный ресурс]. URL: http://old.mpda.ru/site_pub/82304.html (дата обращения 13.03.2020).

Зайцев А. А. Границы Церкви // ПЭ. 2006. Т. 12. С. 265–283.

Известие учительное на современном языке / пер. свящ. Г. Палехова. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-sovremennom-yazyke (дата обращения 22.03.2020).

Иларион (Алфеев), иером. Православное богословие на рубеже столетий: произойдёт ли возрождение русской богословской науки? // Иларион (Алфеев), иером. Православное богословие на рубеже эпох: статьи, доклады. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. С. 383–426.

Карабинов И. А. Историко-литургическая справка «О евхаристическом хлебе и вине» // БТ. 1998. Вып. 34. С. 324–333.

Кунцлер М. Литургия Церкви: в 3 т. Т. 1. М.: Христианская Россия, 2001.

Михайлов П. Б. Конгар // ПЭ. 2014. Т. 36. С. 569–576.

Смолич И. К. Русское монашество: возникновение, развитие и сущность (988–1917) // Смолич И. К. Русское монашество: возникновение, развитие и сущность (988–1917); Жизнь и учение старцев. М.: ЦНЦ ПЭ, 1997. С. 220–237.

Тальберг Н. Д. История Русской Церкви. М.: Сретенский монастырь, 2008.

Тафт Р. Византийский церковный обряд: краткий очерк. СПб.: Алетейя, 2000.

Тафт Р., свящ. Ты являешься частью проблемы или частью решения? [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3590491.html (дата обращения 13.04.2020).

Ткаченко А. А. Брэдшоу // ПЭ. 2003. Т. 6. С. 281–282.

Успенский Н. Д. Анафора: опыт историко-литургического анализа // Успенский Н. Д. [Собрание сочинений]. Т. 2: Византийская литургия: историко-литургическое исследование. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М.: Издательский совет РПЦ, 2006. С. 285–445.

Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // Успенский Н. Д. [Собрание сочинений]. Т. 3: Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский совет РПЦ, 2007. С. 161–200.

Флоровский Г. В., прот. Западные влияния в русском богословии // Антология русской философии: в 3 т. Т. 3. СПб.: Сенсор, 2000. С. 262–279.

Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа // Хомяков А. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2: Работы по богословию. М.: Медиум, 1994. С. 72–128.

Хондзинский П., прот. Митрополит Стефан Яворский и архиепископ Феофан Прокопович (по следам диссертации Ю. Ф. Самарина). СПб.: Аксион эстин, 2011.

Шмеман А., протопресв. Евхаристия. Таинство Царства. М.: Паломник, 2006.

Шмеман А., протопресв. Введение в богословие // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 7–83.

Шмеман А., протопресв. Богословие и Евхаристия // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 192–228.

Шмеман А., протопресв. Богословие и литургическое Предание // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 245–263.

Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 311–345.

Загрузки

Опубликован

2021-03-08

Как цитировать

Ермолин, А. (2021). «Парижское литургическое богословие»: от «латинского пленения» русской мысли к православному влиянию на католических богословов. Вопросы богословия, (1 (5), 22–44. https://doi.org/10.31802/PWG.2021.5.1.002

Выпуск

Раздел

Догматическое богословие

Категории