«Парижское литургическое богословие»: от «латинского пленения» русской мысли к православному влиянию на католических богословов
DOI:
https://doi.org/10.31802/PWG.2021.5.1.002Ключевые слова:
Запад и Восток, «латинское пленение», П. Н. Евдокимов, «парижская бого- словская школа», Православие и инославие, Православие и католицизм, протоиерей Георгий Флоровский, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Николай АфанасьевАннотация
В статье рассматривается вопрос о степени влияния представителей так называемой «парижской богословской школы» на католических богословов XX века. Такое явление, как русская эмиграция, помогло западному инославному миру открыть для себя Правосла- вие. Протопресвитеры Николай Афанасьев и Александр Шмеман, профессор Павел Евдокимов и многие другие богословы и церковные писатели помогли Западу познакомиться с Востоком. Однако для того, чтобы это произошло, «парижским богословам» необходимо было сначала самим преодолеть «латинское пленение» русской богословской мысли.
Скачивания
Библиографические ссылки
Агапов О., прот. Христианство как Евхаристия в богословии протопресвитера Александра Шмемана // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 1. С. 113–123.
Афанасьев Н., протопресв. Апостол Петр и Римский епископ (По поводу книги О. Кулльманна «Св. Петр») // Православная мысль. 1955. Вып. 10. С. 7–32.
Афанасьев Н., протопресв. Церковь Духа Святого. Париж: YMCA-Press, 1971.
Афанасьев Н., протопресв. Трапеза Господня. Рига: Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1991.
Баев Д. Краткий обзор и содержание «Известия учительнаго». [Электронный ресурс]. URL: http://vdschool.ru/publikacii/article_post/kratkiy-obzor-i-soderzhanie-izvestiyauchitelnago---baev-dmi (дата обращения 23.02.2020).
Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер), папа Римский. Богословие литургии: сакраментальное обоснование христианского существования. М.: Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова; Академия Sapientia et scientia, 2017.
Бродский А. И. Время пресуществления Святых Даров: киевское богословие и российское просвещение // Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. Вып. 1. С. 89–99.
Готц Р. Таинства в истории отношений между Востоком и Западом. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014.
Декрет об апостольстве мирян («Apostolicam actuositatem») // Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 2004. С. 301–336.
Дестивель И. Встреча православной русской экклесиологии с католической экклесиологией в XIX–XX вв. [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/77/344/60026.php (дата обращения 18.04.2020).
Димитрий Ростовский, свт. Слово на страсти Господа нашего Иисуса Христа («Вси проходящии путем, обратитеся и видите, аще есть болезнь, яко болезнь Моя») // Димитрий Ростовский, свт. Полное собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. М.: Синодальная тип., 1835. С. 28–70.
Евдокимов П. Н. Православие. М.: ББИ, 2012.
Зайцев А. А. Преложение Святых Даров в Евхаристии. [Электронный ресурс]. URL: http://old.mpda.ru/site_pub/82304.html (дата обращения 13.03.2020).
Зайцев А. А. Границы Церкви // ПЭ. 2006. Т. 12. С. 265–283.
Известие учительное на современном языке / пер. свящ. Г. Палехова. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-sovremennom-yazyke (дата обращения 22.03.2020).
Иларион (Алфеев), иером. Православное богословие на рубеже столетий: произойдёт ли возрождение русской богословской науки? // Иларион (Алфеев), иером. Православное богословие на рубеже эпох: статьи, доклады. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. С. 383–426.
Карабинов И. А. Историко-литургическая справка «О евхаристическом хлебе и вине» // БТ. 1998. Вып. 34. С. 324–333.
Кунцлер М. Литургия Церкви: в 3 т. Т. 1. М.: Христианская Россия, 2001.
Михайлов П. Б. Конгар // ПЭ. 2014. Т. 36. С. 569–576.
Смолич И. К. Русское монашество: возникновение, развитие и сущность (988–1917) // Смолич И. К. Русское монашество: возникновение, развитие и сущность (988–1917); Жизнь и учение старцев. М.: ЦНЦ ПЭ, 1997. С. 220–237.
Тальберг Н. Д. История Русской Церкви. М.: Сретенский монастырь, 2008.
Тафт Р. Византийский церковный обряд: краткий очерк. СПб.: Алетейя, 2000.
Тафт Р., свящ. Ты являешься частью проблемы или частью решения? [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3590491.html (дата обращения 13.04.2020).
Ткаченко А. А. Брэдшоу // ПЭ. 2003. Т. 6. С. 281–282.
Успенский Н. Д. Анафора: опыт историко-литургического анализа // Успенский Н. Д. [Собрание сочинений]. Т. 2: Византийская литургия: историко-литургическое исследование. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М.: Издательский совет РПЦ, 2006. С. 285–445.
Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // Успенский Н. Д. [Собрание сочинений]. Т. 3: Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский совет РПЦ, 2007. С. 161–200.
Флоровский Г. В., прот. Западные влияния в русском богословии // Антология русской философии: в 3 т. Т. 3. СПб.: Сенсор, 2000. С. 262–279.
Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа // Хомяков А. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2: Работы по богословию. М.: Медиум, 1994. С. 72–128.
Хондзинский П., прот. Митрополит Стефан Яворский и архиепископ Феофан Прокопович (по следам диссертации Ю. Ф. Самарина). СПб.: Аксион эстин, 2011.
Шмеман А., протопресв. Евхаристия. Таинство Царства. М.: Паломник, 2006.
Шмеман А., протопресв. Введение в богословие // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 7–83.
Шмеман А., протопресв. Богословие и Евхаристия // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 192–228.
Шмеман А., протопресв. Богословие и литургическое Предание // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 245–263.
Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение // Шмеман А., протопресв. Богословие и богослужение. М.: Гранат, 2017. С. 311–345.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2021 Ермолин Александр, священник
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.