Устав саровской пустыни как основной источник валаамской богослужебной традиции

Авторы

  • Сергеев Григорий Борисович Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-6517-2020-2-2-210-225

Ключевые слова:

Саровская пустынь, Саровский устав, валаамский монастырь, богослужебная традиция, русское монашество, XVIII век, иеромонах Исаакий (Попов; в схиме Иоанн), преподобный Назарий (Кондратьев)

Аннотация

Саровская пустынь сыграла немалую роль в истории Русской Церкви, её устав оказал значительное влияние на русское монашество в Синодальную эпоху и послужил образцом для многих русских обителей. За два столетия существования пустыни несколько десятков саровских иноков были посланы в различные монастыри по всей России для организации в них монашеской жизни. Одним их первых был Валаамский монастырь, в котором в 1782–1801 гг. присланный из Сарова иеромонах преподобный Назарий (Кондратьев) возобновлял пришедшую в упадок монашескую общину. В этом деле он опирался на устав родной для него обители, списком с которого стал Валаамский устав. Перед исследователем богослужебных традиций встаёт вопрос о том, что от богослужебного устава Саровской пустыни унаследовал будущий «Северный Афон». В первую очередь необходимо раскрыть происхождение Саровского устава и его значение для русского монашества. Затем, рассматривая по порядку саровскую богослужебную традицию, можно будет выявить элементы, имевшие впоследствии место на Валааме. Влияние богослужебного устава Саровской пустыни можно видеть в общем распорядке дня, в том числе суточного круга богослужений, в совершении иноческого келейного правила совместно в храме, в наличии двух вариантов отправления всенощных бдений, в воскресном молебне Божией Матери перед литургией и в чтении неусыпаемой Псалтири на первой седмице Великого поста. Настоящая статья носит обзорный характер и даёт возможность исследователю избрать тему для более глубокого изучения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Сергеев Григорий Борисович, Московская духовная академия

магистрант кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

kenny79@rambler.ru

Библиографические ссылки

Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1860. С. 24.

Валаамский монастырь: Описание Валаамского монастыря и подвижников его. СПб., 1864.

Житие и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни. РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. Д. 301.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нем. // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М.: Паломник, 2006. Т. III.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Посещение Валаамского монастыря. // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М.: Паломник, 2006. Т. I.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. М.: Паломник, 2005.

Алехина Л. И. «Писано рукою Первоначальника…» // Возрождение православных монастырей и будущее России. Материалы III Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России».

Сергиев Посад – Саров – Дивеево. 28 июня – 1 июля 2006 года. Нижний Новгород: Глагол, 2007. С. 50–55.

Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. СПб: Дмитрий Буланин, 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение.

Загрузки

Опубликован

2019-09-15

Как цитировать

Сергеев , Г. Б. (2019). Устав саровской пустыни как основной источник валаамской богослужебной традиции. Праксис, (2 (2), 210–225. https://doi.org/10.31802/2658-6517-2020-2-2-210-225

Выпуск

Раздел

Juvenalis. Магистерские и аспирантские исследования

Категории