Устав саровской пустыни как основной источник валаамской богослужебной традиции
DOI:
https://doi.org/10.31802/2658-6517-2020-2-2-210-225Ключевые слова:
Саровская пустынь, Саровский устав, валаамский монастырь, богослужебная традиция, русское монашество, XVIII век, иеромонах Исаакий (Попов; в схиме Иоанн), преподобный Назарий (Кондратьев)Аннотация
Саровская пустынь сыграла немалую роль в истории Русской Церкви, её устав оказал значительное влияние на русское монашество в Синодальную эпоху и послужил образцом для многих русских обителей. За два столетия существования пустыни несколько десятков саровских иноков были посланы в различные монастыри по всей России для организации в них монашеской жизни. Одним их первых был Валаамский монастырь, в котором в 1782–1801 гг. присланный из Сарова иеромонах преподобный Назарий (Кондратьев) возобновлял пришедшую в упадок монашескую общину. В этом деле он опирался на устав родной для него обители, списком с которого стал Валаамский устав. Перед исследователем богослужебных традиций встаёт вопрос о том, что от богослужебного устава Саровской пустыни унаследовал будущий «Северный Афон». В первую очередь необходимо раскрыть происхождение Саровского устава и его значение для русского монашества. Затем, рассматривая по порядку саровскую богослужебную традицию, можно будет выявить элементы, имевшие впоследствии место на Валааме. Влияние богослужебного устава Саровской пустыни можно видеть в общем распорядке дня, в том числе суточного круга богослужений, в совершении иноческого келейного правила совместно в храме, в наличии двух вариантов отправления всенощных бдений, в воскресном молебне Божией Матери перед литургией и в чтении неусыпаемой Псалтири на первой седмице Великого поста. Настоящая статья носит обзорный характер и даёт возможность исследователю избрать тему для более глубокого изучения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1860. С. 24.
Валаамский монастырь: Описание Валаамского монастыря и подвижников его. СПб., 1864.
Житие и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни. РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. Д. 301.
Игнатий (Брянчанинов), свт. Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нем. // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М.: Паломник, 2006. Т. III.
Игнатий (Брянчанинов), свт. Посещение Валаамского монастыря. // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М.: Паломник, 2006. Т. I.
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. М.: Паломник, 2005.
Алехина Л. И. «Писано рукою Первоначальника…» // Возрождение православных монастырей и будущее России. Материалы III Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России».
Сергиев Посад – Саров – Дивеево. 28 июня – 1 июля 2006 года. Нижний Новгород: Глагол, 2007. С. 50–55.
Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. СПб: Дмитрий Буланин, 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2021 Сергеев Григорий Борисович
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.