Дилецкий Н. П. — церковный композитор, музыкальный теоретик и педагог

Авторы

  • Игумен Никифор (Кирзин) Московская духовная академия

Ключевые слова:

Николай Павлович Дилецкий, русский духовный композитор, музыкальный педагог, музыкальный теоретик, «Муссикийская грамматика», партесное пение, многоголосие, духовно-музыкальные сочинения, хор, дидактика.

Аннотация

В данном исследовании автором будет представлена биография и рассмотрено творческое наследие церковного композитора, музыкального теоретика и педагога Николая Павловича Дилецкого, который сыграл важную роль в деле развития русского многоголосого хорового искусства. Он являлся представителем не только русской певческой традиции XVII века, но в силу различных обстоятельств явился носителем различных музыкальных направлений в церковном певческом искусстве, так как его становление как музыканта происходило в многонациональной и поликонфессиональной среде в Великом княжестве Литовском и Польском королевстве. Он смог оставить после себя не только целый ряд музыкальных произведений, но и учебное пособие по музыке, которое явилось первым трактатом по теории музыки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Бэлза И. Ф. История польской музыкальной культуры. Т. І. М.: Музгиз, 1954.

Герасимова-Персидская Н. А. Н. П. Дилецкий // ПЭ. 2007. Т. XIV. С. 694–698.

Дилецкий Н. П. Хоровые произведения / сост., ред. и вступ. статья Н. А. Герасимовой-Персидской. Киев, 1981.

Дилецкий Н. П. Идеа грамматики мусикийской / публ., пер., исслед. и коммент. В. В. Протопопова. М.: Музыка, 1979.(Памятники русского музыкального искусства; вып. 7.)

Дилецкий Н. П. Муссикийская грамматика Николая Дилецкого («Идеа грамматики муссикийской, составленная прежде Николаем Дилецким в Вильне, послеждеже имже преведена на славенский диалект в царствующем граде Москве. Лета от создания мира 7187 [1679]») Ф. 173/I № 107.

Ефимова И. В. Памятники русского строчного многоголосия в рукописи собрания П. П. Вяземского // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры Поэтика древнерусского певческого искусства: сборник научных трудов / науч. ред. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова, сост. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. СПб.: Изд. Российской национальной библиотеки, 1992. С. 163–180.

История русской музыки: в 10 т. / ред. Ю. В. Келдыш [и др.]. Т. 1: Древняя Русь. XI–XVII века. М.: Музыка, 1983.

Плотникова Н. Ю. Тексты четырехголосных концертов Николая Дилецкого: вопросы происхождения и классификации вербальных источников // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. №. 29. С. 40–41.

Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М.: Музыка, 1989.

Сахаров И. П. Исследования о русском церковном песнопении. СПб., 1849.

Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в.: в 2 т. Т. 1. М.: Музсектор, 1928.

Загрузки

Опубликован

2022-06-15

Как цитировать

Кирзин, Н. (2022). Дилецкий Н. П. — церковный композитор, музыкальный теоретик и педагог. Праксис, (1 (8), 13–21. извлечено от https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/1494

Выпуск

Раздел

Исследования и статьи

Категории