Сборный серебряный оклад Евангелия XVI–XVII вв. из Государственного Русского музея исследование и атрибуция

Авторы

  • Игошев В. В. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-5111-2019-1-166-187

Ключевые слова:

Евангелие, оклад, переплёт, серебряное дело Пскова, скань, эмаль, коллекция М. П. Боткина

Аннотация

В статье исследуется серебряный оклад Евангелия из собрания Государственного Русского музея с иконописным изображением Распятия на верхней деревянной крышке. Оклад Евангелия, происходящий из коллекции М. П. Боткина, выполнен в   разнообразных техниках и имеет очень редко встречающуюся особенность — иконописное «Распятие» расположено в центральной части верхней крышки в заглублении (ковчеге). Аналогичные оклады Евангелий с иконописными изображениями нередко изготавливались псковскими мастерами в конце XIV– XVI вв. Исследуемый оклад состоит из разновременных серебряных деталей, которые   свидетельствуют о его неоднократных переделках и «поновлениях». В центральной части верхней крышки Евангелия на гвоздиках крепятся серебряные золочёные пластины, украшенные надписями и растительным орнаментом, а также — семь узорчатых венчиков, выполненных псковским мастером в середине XVI в. Такие детали изготовлены в технике резьбы (оброна) и заполнены черной эмалью. В это же время сделаны литые детали двух   застёжек с кожаными ремнями, скрепляющих деревянные крышки Евангелия. Все эти изящно и тонко исполненные серебряные детали по стилю и технике очень близки к работам псковских мастеров середины XVI в. Вероятно, к XVI в. следует отнести также гладкие накладные серебряные дробницы с гравированными изображениями символов евангелистов и святых. Разновременные дополнения оклада появились при его переделках. Обветшавшие, сломанные или утерянные детали изготавливались   заново   и   заменяли   оригинальные   части    оклада. Во второй половине XVII в. сделаны ажурные серебряные пластины со сканым растительным орнаментом и эмалью, закрывающие   поля верхней крышки, выполненные псковским мастером в подражание тонким и изысканным образцам эмали по скани работы псковских мастеров XVI в. Во второй половине XVII в. было сделано утраченное иконописное изображение Распятия с фигурами предстоящих и летящими ангелами. В начале XVIII в. был заменён старый книжный блок на новый, а в XIX в. менялся бархат на нижней и верхней крышке Евангелия. Разнообразие деталей, сделанных в разных техниках на протяжении XVI–XVII–XVIII–XIX вв., свидетельствует о многочисленных ремонтах, и в то же время — бережном отношении к древнейшим деталям оклада книги, сохранившимся до нашего времени.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII вв. / ред.-сост. И. А. Стерлигова. М., 2008.

Древний Псков: альбом / Текст И. С. Родниковой. М., 2006.

Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI–XVIII веков. М., 1997.

Игошев В. В. Исследование и атрибуция орнаментального тиснения на кожаном переплёте Евангелия. (ГИМ, Син. 742) // Хризограф. Вып. 2. М., 2005. С. 109–125.

Игошев В. В. Новгородская церковная утварь XVI–XVII веков: типология, стилистические и технологические особенности // Декоративно- прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков / редактор-составитель И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 99– 193.

Игошев В. В. Драгоценная церковная утварь XVI–XVII веков: Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009.

Игошев В. В. Серебряные и золотые напрестольные кресты «московского» типа XVI–XVII вв. // Искусство христианского мира. Вып. 11. М., 2009. С. 496–497.

Игошев В. В. Ювелирная мастерская Мишуковых и её связи со старообрядческой традицией // Старообрядчество в России (XVII–XX века). Вып. 4 / ред.-сост. Е. М. Юхименко. М., 2010. С. 637–651.

Игошев В. В. К истории серебряного дела мастерских Московского Кремля: два неизвестных оклада Евангелия XVI века // Материалы и исследования. Вып. XXI. Сборник статей ГММК. М., 2012. С. 265–278.

Игошев В. В. Строгановское художественное серебро XVI–XVII в. М., 2018.

Игошев В. В. Псковские оклады Евангелий с иконописными изображениями на крышке XIV–XVII вв.: типология, стилистические и технологические особенности // Manuscripta Medievalia: От истории бытования к современной реставрации. К 90-летию Г. З. Быковой (1928–2017). Конференция с международным участием. ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря. Москва, 9–10 июля 2018 г. Тезисы докладов. М., 2018. С. 19–21.

Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и прочаго, снятых фотографом Императорской Академии художеств, Императорского Археологического общества И. Ф. Барщевским. М., 1912.

Коллекции Михаила и Сергея Боткиных. Государственный Русский музей.

Каталог выставки (электронный вариант). СПб., 2011. Кат. 149. С. 104.

Лифшиц Л. И. Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного Исторического музея // Хризограф. Вып. 2. М., 2005. С. 94–108.

Малков Ю. Г., диак. Псково-Печерские древности: о некоторых памятниках искусства средневековой Руси в ризнице Псково-Печерского монастыря // Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Т. 2 / сост. К. И. Маслов. М., 2011. С. 55–144.

Опись Новгорода 1617 г. / под общ. ред. В. Л. Янина. Ч. 1–2. М., 1984.

Плешанова И. И. О зверином орнаменте Псковских колоколов и керамид // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968.

Покровский Н. В. Заметки о памятниках псковской церковной старины.

М., 1914.

Постникова-Лосева М. М. Серебряное дело Пскова XVI–XVII веков // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968.

Псковский Государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / fвт.-сост. И. С. Родникова. М., 1981.

Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Кн. 2. М., 2003. С. 207–256.

Родникова И. С. Художественное серебро XVI–XIX века из собрания Псковского музея-заповедника. М., 2013.

Собрание М. П. Боткина. СПб., 1911.

Соловьева И. Д. К истории живописного оклада русских напрестольных Евангелий // Остромирово Евангелие и современные исследования рукописной традиции новозаветных текстов: сб. научных текстов. СПб., 2010. С. 181–190.

Сорокатый В. М. Псковская иконопись первой половины-середины XVI в. // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поствизантийской эпохи. М., 2008. С. 337–352.

Загрузки

Опубликован

2019-06-15

Как цитировать

Игошев, В. В. . . (2019). Сборный серебряный оклад Евангелия XVI–XVII вв. из Государственного Русского музея исследование и атрибуция . Вестник церковного искусства и археологии, 1(1), 166–189. https://doi.org/10.31802/2658-5111-2019-1-166-187

Выпуск

Раздел

Прикладное искусство

Категории