Отражение богословия преподобного Иосифа Волоцкого в монументальных программах времени митрополита Макария

Авторы

  • Нина Валериевна Квливидзе Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-5111-2019-1-28-47

Ключевые слова:

церковное искусство, монументальная живопись, программы росписей, богословие, эпоха митрополита Макария, преподобный Иосиф Волоцкий

Аннотация

Статья посвящена исследованию иконогра- фической программы росписи парадных Сеней и Золотой палаты — тронного зала дворца Ивана IV Грозного в Кремле, созданных в середине XVI в. Росписи не сохранились, но их содержание известно по описанию конца XVII в., составленному знаменитым художником Симоном Ушаковым. Автором статьи впервые выявляются литературные источники композиций и их иконографические прототипы, а также устанавливается, что в основе идеологического замысла создателей росписи — митрополита Макария и его сотрудников, лежит сочинение преподобного Иосифа Волоцкого «Просветитель».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Нина Валериевна Квливидзе, Московская духовная академия

кандидат искусствоведения заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии

Библиографические ссылки

Асмус В., прот. Происхождение царской власти (К истолкованию I Царств VIII) // Regnum Aeternum. М., Париж, 1996.

Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Мо- сквы. М., 1884. Ч. 1.

Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1. М.: Книга, 1990.

Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. VI. Свято-Успенская По- чаевская Лавра. 2009.

Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. М.: Институт русской цивилизации, 2011.

Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и её лите- ратурные параллели // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998.

Квливидзе Н. В. Ветхий Денми. Иконография // Православная энциклопедия.

Т. 8. 2004.

Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благосло- венно воинство небесного царя») // ТОДРЛ. Т. 38. Взаимодействие древ- нерусской литературы и изобразительного искусства. Л.: Наука, 1985.

Лопяло К. К. К примерной реконструкции Золотой палаты Кремлёвского дворца и её монументальной живописи // Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 193–198.

Макарий (Веретенников), архим. Московский митрополит Макарий и его вре- мя. М., 1996.

Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972.

Роуленд Д. Две культуры — один тронный зал // Древнерусское искусство. Рус- ское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.: Дмитрий Була- нин. 2003.

Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство небесного царя». Некото- рые аспекты содержания // Древнерусское искусство. Византия и Древ- няя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабаря (1896–1990). СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.

Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского.

М., 1901.

Успенский Л. А. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искус- стве // Богословие иконы православной церкви. Париж, 1989.

Флайер М. К семиотическому анализу Золотой палаты Московского Кремля // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.: Дмитрий Буланин. 2003.

Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или наставление в живописном искус- стве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноагра- фиотом. 1701–1733 год // Труды Киевской Духовной академии. Киев: Ки- евская духовная академия, 1868. № 2. С. 269–315.

Прашков Л. Хрельовата кула. История. Архитектура. Живопис. Софиа, 1973.

Радојчиh С. Фреске Марковог манастира и живот св. Василија Великого // Зборник радова Византолошког института. № 4. Београд. 1956.

Загрузки

Опубликован

2019-06-15

Как цитировать

Квливидзе, Н. В. (2019). Отражение богословия преподобного Иосифа Волоцкого в монументальных программах времени митрополита Макария . Вестник церковного искусства и археологии, (1 (1), 28–47. https://doi.org/10.31802/2658-5111-2019-1-28-47