Отражение богословия преподобного Иосифа Волоцкого в монументальных программах времени митрополита Макария
DOI:
https://doi.org/10.31802/2658-5111-2019-1-28-47Ключевые слова:
церковное искусство, монументальная живопись, программы росписей, богословие, эпоха митрополита Макария, преподобный Иосиф ВолоцкийАннотация
Статья посвящена исследованию иконогра- фической программы росписи парадных Сеней и Золотой палаты — тронного зала дворца Ивана IV Грозного в Кремле, созданных в середине XVI в. Росписи не сохранились, но их содержание известно по описанию конца XVII в., составленному знаменитым художником Симоном Ушаковым. Автором статьи впервые выявляются литературные источники композиций и их иконографические прототипы, а также устанавливается, что в основе идеологического замысла создателей росписи — митрополита Макария и его сотрудников, лежит сочинение преподобного Иосифа Волоцкого «Просветитель».
Скачивания
Библиографические ссылки
Асмус В., прот. Происхождение царской власти (К истолкованию I Царств VIII) // Regnum Aeternum. М., Париж, 1996.
Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Мо- сквы. М., 1884. Ч. 1.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1. М.: Книга, 1990.
Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. VI. Свято-Успенская По- чаевская Лавра. 2009.
Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. М.: Институт русской цивилизации, 2011.
Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и её лите- ратурные параллели // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998.
Квливидзе Н. В. Ветхий Денми. Иконография // Православная энциклопедия.
Т. 8. 2004.
Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благосло- венно воинство небесного царя») // ТОДРЛ. Т. 38. Взаимодействие древ- нерусской литературы и изобразительного искусства. Л.: Наука, 1985.
Лопяло К. К. К примерной реконструкции Золотой палаты Кремлёвского дворца и её монументальной живописи // Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 193–198.
Макарий (Веретенников), архим. Московский митрополит Макарий и его вре- мя. М., 1996.
Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972.
Роуленд Д. Две культуры — один тронный зал // Древнерусское искусство. Рус- ское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.: Дмитрий Була- нин. 2003.
Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство небесного царя». Некото- рые аспекты содержания // Древнерусское искусство. Византия и Древ- няя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабаря (1896–1990). СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.
Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского.
М., 1901.
Успенский Л. А. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искус- стве // Богословие иконы православной церкви. Париж, 1989.
Флайер М. К семиотическому анализу Золотой палаты Московского Кремля // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.: Дмитрий Буланин. 2003.
Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или наставление в живописном искус- стве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноагра- фиотом. 1701–1733 год // Труды Киевской Духовной академии. Киев: Ки- евская духовная академия, 1868. № 2. С. 269–315.
Прашков Л. Хрельовата кула. История. Архитектура. Живопис. Софиа, 1973.
Радојчиh С. Фреске Марковог манастира и живот св. Василија Великого // Зборник радова Византолошког института. № 4. Београд. 1956.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.