Христос как «Глава» нового творения, Господь и Царь: христология апостола Павла в Посланиях к Колоссянам и Ефесянам

Авторы

  • Антоний Индюхин, священник Московская духовная академия

Ключевые слова:

христология, апостол Павел, послания апостола Павла, паулизм, Христос Сын Божий, земная и небесная христология, Новый Завет, канон Нового Завета, протестантская христология

Аннотация

Статья посвящена проблеме реконструкции христологии апостола Павла в поздних посланиях периода уз, а также оценке протестантской концепции различных типов христологий (земная, посланническая, небесная). Цель исследования заключается в анализе и реконструкции различных аспектов христологии, содержащихся в посланиях апостола Павла. При написании статьи использовались историко-филологический, структурный, сравнительно-исторический методы, а также метод типологизации, который позволяет выявить особенности христологии апостола Павла и дать оценку протестантским трактовкам деления христологии на разные типы. Современное западное богословие испытало на себе значительное влияние библейской критики, заставившей пересмотреть непоколебимые основы христианства, многие положения которого стали подменяться. Например, богодухновенность стала пониматься в психологическом ключе, а канонический состав книг Нового Завета был объявлен результатом борьбы раннехристианских партий I века («петринизм» и «паулизм»). Ряд западных авторов, реконструируя учение апостола Павла об Иисусе как вечном Сыне Божием, допускает, что в Послании к Колоссянам имело место «поэтическое превознесение Христа». В результате, по мнению протестантских теологов, происходит окончательное смешение мессианской христологии Сына Божьего с более высокой христологией, подразумевающей, что Христос является вечным Сыном Божьим — Творцом и Господом всего. Тот же подход в протестантской теологии наблюдается в отношении Послания к Ефесянам. Западные авторы сходятся в мысли о том, что апостол Павел в своём учении «рос» от земной христологии к посланнической и небесной. Соответственно, в более поздних Посланиях всё реже встречается просто упоминание Христа и всё больше указывается, что Он есть Сын, единосущный Бог, предвечный творец всего сущего. Таким образом, рассуждения современных протестантских авторов о христологии у апостола Павла строятся в духе популярного в западной среде понимания богословского эволюционизма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Антоний Индюхин, священник, Московская духовная академия

Магистрант кафедры библеистики Московской духовной академии

141300, Московская обл., Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

avi111@list.ru

Библиографические ссылки

Bauckham R. Jesus and the God of Israel: God Crucified and Other Studies on the New Testament’s Christology of Divine identity. Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 2009. — XII. 258 p.

Cullmann O. The Christology of the New Testament. The Westminster Press Philadelphia, 1963. 297 p.

Fee G. D. Pauline Chritology. An Exegetical-Theological Study. Hendrickson Publishers, Inc. 2007. 741 p.

Ilarion (Alfeev), mitr. L’impotanza della Sacra Scrittura nella teologia ortodossa contemporanea // La Parola di Dio nella vita spirituale / Atti del Convegno ecumenico internazionale di spiritualità ortodossa. Bose, 7–10 settembre 2011. Bose, 2012. P. 59–77.

Wildman W. J. Basic Christological Distinctions // Theology Today. Vol. 64 (2007). P. 285–304.

Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелия. Апостол: руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005. 840 с.

Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам // Ранние Отцы Церкви: антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С. 101–110.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Колоссянам // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1905. Том 11, книга 1. С. 356–469.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Ефесянам // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1905. Том 11, книга 1. С. 5–218.

Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета: обозрение Четвероевангелия, Книги деяний апостольских, апостольских посланий и Апокалипсиса / Сост. инспектор Владимирской духовной семинарии А. В. Иванов. Изд. 8-е, испр. и дополн. С.-Пб.: Воскресение, 2002. 911 с.

Феодорит Кирский, блж. Творения / Под ред. А. И. Сидорова. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: Паломник, 2003. 393 с.

Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла: в 9-ти книгах. М.: Правило веры, 2019.

Юревич Д., прот. Введение в Новый Завет. С.-Пб.: Изд-во СПбПДА, 2016. 195 с.

Загрузки

Опубликован

2025-12-26

Как цитировать

Индюхин, А. (2025). Христос как «Глава» нового творения, Господь и Царь: христология апостола Павла в Посланиях к Колоссянам и Ефесянам. Библейские схолии, (1 (10), 42–57. извлечено от https://publishing.mpda.ru/index.php/Biblical-Scholia/article/view/2342

Выпуск

Раздел

Новозаветные исследования