On some ways to Solve the Problem of Harmonizing the Ideas of Theological Personalism with the Patristic Interpretation of the Biblical Concepts of the Image and Similarity of God in Man

Authors

  • Fufaev Sergiy, priest Moscow Theological Academy

DOI:

https://doi.org/10.31802/BSCH.2022.3.2.003

Keywords:

Holy Trinity, Lord Jesus Christ, image of God, likeness of God, features of the image of God, personality, «I», personality traits, mind, soul, body, deification

Abstract

The article is devoted to the problem of harmonizing the ideas of theological personalism with the patristic teaching about the image and likeness of God in man. In this connection, the teachings of schmch are considered. Irenaeus of Lyons and St. Basil the Great on the image and likeness of God in man. In these concepts, opposite judgments are formulated about what the image of God in man consists of. Shmch. Irenaeus believes that the image of God should be seen both in the soul and in the human body. St. Basil develops the idea that the image of God should be seen only in the human soul and its forces. Despite this, both Fathers of the Church express close thoughts on how the likeness of God in man should be understood. Thanks to the ideas of Orthodox personalism, a partial synthesis of certain aspects of these teachings was carried out in the work, and possible ways to solve the problem of reconciling the ideas of theological personalism with the patristic teaching about the image and likeness of God in man are shown.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Fufaev Sergiy, priest, Moscow Theological Academy

Lecturer and Researcher at the Department of Biblical Studies at the Moscow Theological Academy

Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad, 141300, Russia

fsnkrasar@mail.ru

References

Basilius Magnus. Adversus Eunomium // PG. T. 29. Col. 468–774.

Basilius Magnus. Oratio I. De hominis structura // PG. T. 30. Col. 10–37.

Basilius Magnus. Homillia in illud, аttende tibi ipsi // PG. T. 31. Col. 197–217.

Basilius Magnus. Quod Deus non est auctor malorum // PG. T. 31. Col. 329–353.

Basilius Magnus. Regulae fusius tractatae // PG. T. 31. Col. 890–1050.

Basilius Magnus. De Spiritu Sancto. Ad Amphilochium Iconii episcopum // PG. T. 32. Col. 68–217.

Irenaeus Lugdunensis. Contra haereses // PG. T. 7. Col. 437–1224.

Maximus Confessor. Capita de charitate // PG. T. 90. Col. 959–1080.

Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия // Василий Великий, свт. Творения. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 109–214.

Василий Великий, свт. О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому // Василий Великий, свт. Творения. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 60–108.

Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах // Василий Великий, свт. Творения. Т. II: Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская благозвонница, 2009. С. 149–222.

Василий Великий, свт. Святого Василия Кесарийского беседа первая о сотворении человека по образу // Василий Великий, свт. Творения. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 294–304.

Василий Великий, свт. Беседа 3. На слова: Внемли себе (Втор. 15, 9) // Василий Великий, свт. Творения. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 605–612.

Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла // Василий Великий, свт. Творения. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 645–653.

Сочинения святаго Иринея, епископа Лионского. Кн. 5. СПб.: Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1900.

Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология. Собрания творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 3. М.: Паломник, 2006.

Максим Исповедник, прп. Главы о любви // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993. С. 98–145.

Симеон Новый Богослов, прп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 3. Сергиев Посад: СТСЛ, 1993.

Симеон Новый Богослов, прп. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 1. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1892. Софроний (Сахаров), схиархим. Единство Церкви по образу Святой Троицы // По образу Святой Троицы. Сергиев Посад: СТСЛ, 2009. С. 103–165.

Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство непоколебимое. М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Паломник, 2001. Филарет (Дроздов), свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. М.: Изд. Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, 1867.

Бурмистров М. Ю. Проект Лосского: заметки на полях «Богословского понятия человеческой личности // Рождение персонализма из духа Нового времени. Сборник статей по генеалогии богословского персонализма в России. М.: ПСТГУ, 2018. С. 360–375.

Гришаева Е. И. Понятие «личность» в работах Владимира Лосского и творениях отцов Церкви IV века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2010. № 4–5. С. 120–126.

Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2013.

Иоанн (Зизиулас), митр. Что значит быть личностью: к вопросу об онтологии личностности // Богословие личности. М.: ББИ, 2013. С. 193–209.

Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.

Ковшов М. В. Образ бытия Божественных Ипостасей как основание православного богословия личности // Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии. Материалы шестой Всероссийской научно-практической конференции. 4–6 февраля 2020 г. СПб.: РХГА, 2020. С. 37–47.

Ларше Ж.-К. Лицо и природа. Православная критика персоналистских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа. М.: Паломник, 2021.

Ларше Ж.-К. О некоторых проблемах, связанных с характеристикой наследия Владимира Лосского // Вопросы теологии. 2019 Т. 1. № 2. С. 199–220.

Лосский В. Н. Боговидение // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви М.: АСТ, 2006. С. 95–310.

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб.: Тип. Р. Голике, 1883.

Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003. Малков П. Ю. Ипостась: личность или индивидуум? // По образу Слова. М.: ПСТГУ, 2007. С. 7–25.

Мумриков О., прот. Духовная и телесная природа человека в контексте диалога богословия и науки (по материалам доклада на XVII Международных образовательных рождественских чтениях) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 55–68.

Никольский А., свящ. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом // Христианское чтение. 1881. № 1–2. С. 53–102.

Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад: СТСЛ, 1994.

Рупова Р. М. Развитие святоотеческой онтологии личности в современном православном богословии // Материалы кафедры богословия Московской Духовной Академии. 2014–2015. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2016. С. 157–162.

Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. Т. 2. М.: Сибирская благозвонница, 2011.

Улитчев И. И. Богословское учение В. Н. Лосского как пример адаптации семантики новоевропейского понятия «личность» в православной богословской традиции // Научные труды Донской духовной семинарии: сборник. Вып. 2. Ростов-на-Дону: Антей, 2014. С. 185–204.

Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. Минск: Изд. Белорусского экзархата, 2006.

Фуфаев С., свящ. Богословские последствия православного учения о неповторимости личности // Материалы шестой Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии». СПб.: РХГА, 2020. С. 75–91.

Фуфаев С. Н., свящ. Всё ли существо человека создано по образу Божию? // Библейские схолии. 2020. № 1 (1). С. 80–103.

Фуфаев С. Н., свящ. Истолкование В. Н. Лосским догматических понятий «ипостась», «личность» и «индивид» // Богословский вестник. 2019. № 4 (35). С. 38–71.

Чурсанов С. А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века. М.: ПСТГУ, 2011.

Шичалин Ю. А. О понятии «личности» применительно к триединому Богу и Богочеловеку Иисусу Христу в православном догматическом богословии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 47–72.

Яннарас Х. Вера Церкви. Киев: Киевская Духовная Академия, 2012.

Lossky V. N. Essai sur la theologie mystique de l’Eglise d’Orient. Paris: Cerf, 2008.

Published

2022-12-26

How to Cite

Fufaev С. С. (2022). On some ways to Solve the Problem of Harmonizing the Ideas of Theological Personalism with the Patristic Interpretation of the Biblical Concepts of the Image and Similarity of God in Man. Biblical Scholia, (2 (3), 57–77. https://doi.org/10.31802/BSCH.2022.3.2.003