Всё ли существо человека создано по образу Божию?

Авторы

  • Фуфаев Сергий, священник Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/BSCH.2020.1.1.004

Ключевые слова:

Пресвятая Троица, Господь Иисус Христос, образ Божий, подобие Божие, личность, обожение, черты образа Божия

Аннотация

В данной статье предпринята попытка ответить на вопрос «Всё ли существо человека создано по образу Божию?» в свете некоторых библейско-богословских аспектов Предания Церкви. В святоотеческой экзегезе существуют противоречивые суждения относительно того, что именно в человеке соответствует образу Божию. В этом плане святоотеческие суждения можно условно разделить на две основные позиции: 1) образ Божий заключён в душе человека и её силах; 2) образ Божий заключён во всём существе человека. Вторая позиция более проблематична. Однако и первая позиция содержит в себе проблему. В целях выяснения того, какая святоотеческая позиция является наиболее обоснованной, автор обращается к повествованию Книги Бытия о сотворении человека, некоторым местам Нового Завета, в которых говорится, в каком отношении к Богу должен находиться человек, к святоотеческим толкованиям, а также к догматам Православной Церкви. По итогам данного комплексного исследования автор пришёл к двум основным выводам: 1) образ Божий заключён во всём существе человека, которое при этом, однако, содержит в себе и образ мира; 2) образ Божий предельно похож на Первообраз.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Фуфаев Сергий, священник, Московская духовная академия

преподаватель и научный сотрудник кафедры библеистики Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

fsnkrasar@gmail.com

Библиографические ссылки

Basilius Magnus. Epistula 38 // PG. T. 32. Col. 325-340.

Epiphanius. Adversus haereses 3, 1. De schismate audianorum // PG. T. 42. Col. 340-373.

Gregorius Nazianzenus. Oratio 31 // PG. T. 36. Col. 133B-172B.

Gregorius Nyssenus. De hominis opificio // PG. T. 44. Col. 125-256.

Ireneus. Contra haereses. Libri quinque // PG. T. 7. Col. 437-1224.

Joannes Chrysostomus. In Genesim. Homilia 8 // PG. T. 53. Col. 69D-76A.

Joannes Damascenus. De fide orthodoxa // PG. T. 94. Col. 789-1228A.

Григорий Богослов, свт. Пять слов о богословии. М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2000.

Иларион (Троицкий), сщмч. Триединство Божества и единство человечества // По образу Святой Троицы. Сергиев Посад: СТСЛ, 2009. С. 68-96.

Ириней Лионский, сщмч. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. СПб.: И. Л. Тузов, 1900. Кн. 5.

Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. М.: Сибирская благозвонница, 2011.

Новая Женевская учебная Библия. Stuttgart: Hänssler-Verlag, 1998.

Софроний (Сахаров), архим. Единство Церкви по образу Святой Троицы // По образу Святой Троицы. Сергиев Посад: СТСЛ, 2009. С. 97-152.

Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийскаго.Ч. 1. Сергиев Посад: СТСЛ, 1902.

Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М.: Индрик, 2002.

Творения святого Григория Нисскаго. Ч. 1. М.: Тип. В. Готье, 1861.

Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 4. М.: Тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1880. (ТСО; т. 48).

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.Т. 4. Кн. 1. СПб.: СПбДА, 1898.

Филарет (Дроздов), свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. М.: Московское Общество Любителей Духовного Просвещения, 1867.

Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы // По образу Святой Троицы. Сергиев Посад: СТСЛ, 2009. С. 5-67.

Арко А. В Нём избрал нас. Богословская антропология. СПб.: Алетейя, 2003.

Зыков В. С. Образ Божий: «мужчина и женщина» или «ни мужского пола, ни женского»? //Вестник Свято-Филаретовского института. М., 2019. Вып. 30. С. 40-73.

Иларион (Алфеев), еп. Жизнь и учение святителя Григория Богослова. М.: Сретенский монастырь, 2007.

Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. 2: Нагорная проповедь. М.:ОЦАД РПЦ МП; Сретенский монастырь; Эксмо, 2016.

Ковшов М. В. Сотериологический аспект библейского учения о личном бытии человека.Диссертация на соискание учёной степени кандидата богословия. Сергиев Посад:МДА, 2009.

Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006.

Таланкин В. Святоотеческое воззрение на смерть: опыт систематизации религиозно-философского учения св. Григория Нисского о смерти // Вера и разум. 1908. № 10.С. 631-652.

Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 2000.

Юнгеров П. А. Повествование о творении мира и человека в 1, 2 и 5 главах книги Бытияв отношении к вопросу о происхождении и писателе книги // Православный собеседник. 1880. № 4. С. 394-414.

Bird P. A. «Male and Female He Created Them»: Gen 1:27b in the Context of the Priestly Account of Creation // The Harvard Theological Review. 1981. Vol. 74. № 2. P. 129-160.

Lossky V. N. A l'image et a la ressemblance de Dieu. Paris: Aubier-Montaigne, 1967.

Lossky V. N. Essai sur la théologie mystique de l'Église d'Orient. Paris: Aubier-Montaigne, 2008.

Simango D. The image of God (Gen. 1, 26-27) in the Pentateuch: a biblicaltheological approach.Potchefstroom: Potchefstroom Campus, 2006.

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

Фуфаев, С. (2020). Всё ли существо человека создано по образу Божию?. Библейские схолии, (1 (1), 80–103. https://doi.org/10.31802/BSCH.2020.1.1.004

Выпуск

Раздел

Библейское богословие

Категории