О некоторых путях решения проблемы согласования идей богословского персонализма со святоотеческим толкованием библейских понятий образа и подобия Божиих в человеке

Авторы

  • Фуфаев Сергий, священник Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/BSCH.2022.3.2.003

Ключевые слова:

Пресвятая Троица, Господь Иисус Христос, образ Божий, подобие Божие, черты образа Божия, личность, «я», личностные черты, разум, душа, тело, обожение

Аннотация

Статья посвящена проблеме согласования идей богословского персонализма со святоотеческим учением об образе и подобии Божиих в человеке. В связи с чем рассматриваются учения сщмч. Иринея Лионского и свт. Василия Великого об образе и подобии Божиих в человеке. В этих концепциях сформулированы противоположные суждения о том, в чём заключается образ Божий в человеке. Сщмч. Ириней полагает, что образ Божий следует видеть и в душе, и в теле человека. Свт. Василий развивает мысль о том, что образ Божий следует видеть только в душе человека и её силах. Несмотря на это, оба отца Церкви высказывают близкие мысли относительно того, как следует понимать подобие Божие в человеке. Благодаря идеям православного персонализма в работе осуществлён частичный синтез отдельных аспектов этих учений, а также показаны возможные пути решения проблемы согласования идей богословского персонализма со святоотеческим учением об образе и подобии Божиих в человеке.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Фуфаев Сергий, священник, Московская духовная академия

преподаватель и научный сотрудник кафедры библеистики Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

fsnkrasar@mail.ru

Библиографические ссылки

Basilius Magnus. Adversus Eunomium // PG. T. 29. Col. 468–774.

Basilius Magnus. Oratio I. De hominis structura // PG. T. 30. Col. 10–37.

Basilius Magnus. Homillia in illud, аttende tibi ipsi // PG. T. 31. Col. 197–217.

Basilius Magnus. Quod Deus non est auctor malorum // PG. T. 31. Col. 329–353.

Basilius Magnus. Regulae fusius tractatae // PG. T. 31. Col. 890–1050.

Basilius Magnus. De Spiritu Sancto. Ad Amphilochium Iconii episcopum // PG. T. 32. Col. 68–217.

Irenaeus Lugdunensis. Contra haereses // PG. T. 7. Col. 437–1224.

Maximus Confessor. Capita de charitate // PG. T. 90. Col. 959–1080.

Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия // Василий Великий, свт. Творения. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 109–214.

Василий Великий, свт. О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому // Василий Великий, свт. Творения. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 60–108.

Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах // Василий Великий, свт. Творения. Т. II: Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская благозвонница, 2009. С. 149–222.

Василий Великий, свт. Святого Василия Кесарийского беседа первая о сотворении человека по образу // Василий Великий, свт. Творения. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 294–304.

Василий Великий, свт. Беседа 3. На слова: Внемли себе (Втор. 15, 9) // Василий Великий, свт. Творения. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 605–612.

Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла // Василий Великий, свт. Творения. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 645–653.

Сочинения святаго Иринея, епископа Лионского. Кн. 5. СПб.: Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1900.

Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология. Собрания творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 3. М.: Паломник, 2006.

Максим Исповедник, прп. Главы о любви // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993. С. 98–145.

Симеон Новый Богослов, прп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 3. Сергиев Посад: СТСЛ, 1993.

Симеон Новый Богослов, прп. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 1. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1892. Софроний (Сахаров), схиархим. Единство Церкви по образу Святой Троицы // По образу Святой Троицы. Сергиев Посад: СТСЛ, 2009. С. 103–165.

Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство непоколебимое. М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Паломник, 2001. Филарет (Дроздов), свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. М.: Изд. Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, 1867.

Бурмистров М. Ю. Проект Лосского: заметки на полях «Богословского понятия человеческой личности // Рождение персонализма из духа Нового времени. Сборник статей по генеалогии богословского персонализма в России. М.: ПСТГУ, 2018. С. 360–375.

Гришаева Е. И. Понятие «личность» в работах Владимира Лосского и творениях отцов Церкви IV века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2010. № 4–5. С. 120–126.

Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2013.

Иоанн (Зизиулас), митр. Что значит быть личностью: к вопросу об онтологии личностности // Богословие личности. М.: ББИ, 2013. С. 193–209.

Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.

Ковшов М. В. Образ бытия Божественных Ипостасей как основание православного богословия личности // Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии. Материалы шестой Всероссийской научно-практической конференции. 4–6 февраля 2020 г. СПб.: РХГА, 2020. С. 37–47.

Ларше Ж.-К. Лицо и природа. Православная критика персоналистских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа. М.: Паломник, 2021.

Ларше Ж.-К. О некоторых проблемах, связанных с характеристикой наследия Владимира Лосского // Вопросы теологии. 2019 Т. 1. № 2. С. 199–220.

Лосский В. Н. Боговидение // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви М.: АСТ, 2006. С. 95–310.

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб.: Тип. Р. Голике, 1883.

Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003. Малков П. Ю. Ипостась: личность или индивидуум? // По образу Слова. М.: ПСТГУ, 2007. С. 7–25.

Мумриков О., прот. Духовная и телесная природа человека в контексте диалога богословия и науки (по материалам доклада на XVII Международных образовательных рождественских чтениях) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 55–68.

Никольский А., свящ. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом // Христианское чтение. 1881. № 1–2. С. 53–102.

Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад: СТСЛ, 1994.

Рупова Р. М. Развитие святоотеческой онтологии личности в современном православном богословии // Материалы кафедры богословия Московской Духовной Академии. 2014–2015. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2016. С. 157–162.

Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. Т. 2. М.: Сибирская благозвонница, 2011.

Улитчев И. И. Богословское учение В. Н. Лосского как пример адаптации семантики новоевропейского понятия «личность» в православной богословской традиции // Научные труды Донской духовной семинарии: сборник. Вып. 2. Ростов-на-Дону: Антей, 2014. С. 185–204.

Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. Минск: Изд. Белорусского экзархата, 2006.

Фуфаев С., свящ. Богословские последствия православного учения о неповторимости личности // Материалы шестой Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии». СПб.: РХГА, 2020. С. 75–91.

Фуфаев С. Н., свящ. Всё ли существо человека создано по образу Божию? // Библейские схолии. 2020. № 1 (1). С. 80–103.

Фуфаев С. Н., свящ. Истолкование В. Н. Лосским догматических понятий «ипостась», «личность» и «индивид» // Богословский вестник. 2019. № 4 (35). С. 38–71.

Чурсанов С. А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века. М.: ПСТГУ, 2011.

Шичалин Ю. А. О понятии «личности» применительно к триединому Богу и Богочеловеку Иисусу Христу в православном догматическом богословии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 47–72.

Яннарас Х. Вера Церкви. Киев: Киевская Духовная Академия, 2012.

Lossky V. N. Essai sur la theologie mystique de l’Eglise d’Orient. Paris: Cerf, 2008.

Загрузки

Опубликован

2022-12-26

Как цитировать

Фуфаев, С. С. (2022). О некоторых путях решения проблемы согласования идей богословского персонализма со святоотеческим толкованием библейских понятий образа и подобия Божиих в человеке. Библейские схолии, (2 (3), 57–77. https://doi.org/10.31802/BSCH.2022.3.2.003