Грехопадение как всемирная катастрофа и проблема выработки языка её описания

Авторы

  • Скворцов Михаил Андреевич Сколковский институт науки и технологий; Институт теоретической физики им. Л. Д. Ландау РАН

DOI:

https://doi.org/10.31802/BSCH.2020.1.1.003

Ключевые слова:

первозданный мир, грехопадение, познание, наука, религия, еп. Василий (Родзянко), прот. Леонид Цыпин, диак. Николай Серебряков

Аннотация

В статье основное внимание уделяется одной из ключевых проблем, находящейся на грани библейской и светских наук, - познание состояния мира до и после грехопадения. При описании последствий грехопадения были выработаны три подхода, имеющие своих характерных представителей: еп. Василия (Родзянко), считавшего, что между первозданным и падшим миром нет никаких корреляций; прот. Леонида Цыпина - катастрофа грехопадения не изменила кардинальным образом законы мироздания; диак. Николая Серебрякова - глобальная катастрофа грехопадения категорически сказалась на состоянии мира, однако полностью не уничтожила его преемственности с первозданным миром. Также уделяется внимание гносеологическому вопросу: может ли привести рациональное познание к Богу?

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Скворцов Михаил Андреевич, Сколковский институт науки и технологий; Институт теоретической физики им. Л. Д. Ландау РАН

доктор физико-математических наук, профессор Сколковского института науки и технологий, старший научный сотрудник Института теоретической физики им. Л. Д. Ландау РАН

142432, Черноголовка, Московская обл., Институтский проспект, 8

skvor@itp.ac.ru

Библиографические ссылки

Basilius Seleuciensis. Oratio 2. Ejusdem in Adamum // PG. T. 85. Col. 38A-49AB.

Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2012.

Григорий Богослов, свт. Собрание творений. Т. 1. Сергиев Посад: СТСЛ, 1994.

Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб.: Аxioma, 1995.

Григорий Палама, свт. Беседы (омилии): в 3 т. М.: Паломник, 1993.

Григорий Синаит, прп. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999.

Иоанн Дамаскин, прп. Творения. М.: Индрик, 2002.

Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: в 12 т. СПб.: СПбДА, 1898.

Ириней Лионский, сщмч. Творения. М.: Паломник, 1994.

Иустин (Попович), прп. О первородном грехе. Пермь: Панагия, 1999.

Максим Исповедник, прп. Творения: в 2 т. М.: Мартис, 1993-1994.

Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. 1. Сергиев Посад: СТСЛ, 1993.

Буфеев К., прот. «Модель Согласования» Салтыкова-Серебрякова или «новое платье короля» // Православное осмысление творения мира и современная наука. XVI Международные Рождественские образовательные чтения: сборник докладов. М., 2008.Вып. 4. С. 46-73.

Василий (Родзянко), еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. М.: Паломник; Грааль, 1996.

Гоманьков А. В. Идея эволюции в палеонтологии и в Священном Писании // Наука и вера. Материалы научных семинаров. СПб: Институт Высшая религиозно-философская школа, 2003. Вып. 6. С. 33-49.

Гоманьков А. В. Как описать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение // ЖМП. 2010. № 9. С. 82-89.

Иваненков В. В. Соотнесение Шестоднева и науки: проблема двух векторов времени.[Электронный ресурс]. URL: http://archive.bogoslov.ru/text/3734243.html (дата обращения 03.09.2019).

Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. М.: СТСЛ, 2015.

Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2007.

Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Клин: Фонд Христианская жизнь, 2002.

Мумриков О., прот., Тимофеев А., прот. Авторская дискуссия «Эволюция человека» //Мозговой штурм. Избранные дискуссии / сост. и ред. А. Урманцева. М.: СВР-Медиапроекты, 2013. С. 47-87.

Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в.М.: ИФ РАН, 2007.

Салтыков А., прот. Творение мира в святотеческой традиции // «Вся премудростию сотворил еси…». Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». М.: ПСТГУ, 2011. Вып. 1. С. 6-87.

Салтыков А., прот. Художественный принцип Божественного творения мироздания //Сборник статей «Искусство христианского мира». М.: ПСТГУ, 2007. № 10. С. 15-34.

Серафим (Роуз), иером. Православное понимание книги Бытия. М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1998.

Серебряков Н. С. Образ «кожаных риз» при описании результатов грехопадения в человеке и в мире // XIII Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы.М.: ПСТБИ, 2003. С. 96-100.

Серебряков Н. С. Проблема согласования библейского повествования о творении мираи современных научных данных: дипломная работа. М.: ПСТБИ, 2002.

Серебряков Н. С. Проблема соотнесения библейского повествования о творении мираи человека с научным естествознанием // «Вся премудростию сотворил еси…».Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». М.: ПСТГУ, 2011. Вып. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.bogoslov.ru/text/2476686.html (дата обращения 10.09.2019).

Стеняев О., прот. Семейная жизнь ветхозаветных патриархов (Авраам, Исаак, Иаков).Сергиев Посад: СТСЛ, 2009.

Храмов А. В. Эволюция и грехопадение в западном богословии XIX-XX веков // БВ. 2018.№ 30 (3). С. 69-96.

Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь - Три Дня Творения. Киев: Пролог, 2008.

Цыпин Л., свящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. Киев: Пролог, 2005.

Чернявский А. Л. Грехопадение и научная картина мира в православном богословиии в богословии Тиллиха. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.bogoslov.ru/text/3695213.html (дата обращения 15.10.2019).

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

Скворцов, М. А. (2020). Грехопадение как всемирная катастрофа и проблема выработки языка её описания. Библейские схолии, (1 (1), 49–79. https://doi.org/10.31802/BSCH.2020.1.1.003

Выпуск

Раздел

Библейская апологетика

Категории