«Казанская история» как апокалиптическое послание: особенности интерпретации текста произведения
DOI:
https://doi.org/10.31802/BSCH.2024.6.1.006Ключевые слова:
Апокалипсис, апокалиптические мотивы, Казанская история, воинская повесть, ПарусияАннотация
Статья посвящена анализу апокалиптических мотивов, содержащихся в литературном памятнике 2-й пол. XVI в. — «Казанской истории». Данное произведение рассматривается в контексте христианских историософских представлений и эсхатологических ожиданий эпохи. Время правления царя Ивана IV Грозного (1533–1584) характеризуется повышенным интересом авторов произведений данной эпохи к мотивам и образам Книги Откровение апостола Иоанна Богослова. Данный процесс был связан с ростом апокалиптических ожиданий в русском обществе, что явилось следствием соответствующих историософских представлений в отечественной мысли данного исторического этапа. Своеобразным «выразителем» такого «апокалиптического императива» становятся произведения живших в условиях господства данных настроений в обществе авторов, среди которых особенно выделяется такой памятник русской литературы, как «Сказание о царстве Казанском» (или «Казанская история»). Созданная во 2-й пол. XVI в., данная историческая повесть в формате данной статьи рассматривается как сложное, многоуровневое произведение, в котором автор зашифровал апокалиптическое послание для своих современников. Констатируется,что избранная автором повести стратегия позволяет ему реализовать дидактическую функцию своего произведения по отношению к читателю. Апокалиптические мотивы рассматриваемого памятника в статье анализируются в контексте их разделения на три основные группы: 1) Священная битва; 2) Мученичество; 3) Всеобщий Суд.
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
Библия 1499 г. и Библия в синодальном переводе в 10 томах. Т. 8. М.: Новоспасский монастырь, 1992.
Казанская история // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. [Электронный ресурс]. URL: lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=5148 (дата обращения 21.01.2023)
Литература
Андросова В. А. Повествование о «Двух свидетелях» (Откр 11. 3–13) как общий символ пути христианской Церкви // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 7–21.
Ваненкова А. Е. Отражение эсхатологических представлений в русской средневековой публицистике XVI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 18 (704). С. 133–144.
Дмитриев Л. А. Откровение Мефодия Патарского. [Электронный ресурс]. URL: http://lib. pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10585 (дата обращения 22.10.2022).
Ианнуарий (Ивлиев), архим. Иоанна Богослова Откровение // Православная энциклопедия. Т. 24. 2013. С. 705–745.
История русской литературы X — XVII вв. / под ред. Д. С. Лихачева. М.: Просвещение, 1979.
Косякова В. А. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иоанн Грозный, Конец Света. М.: АСТ, 2018.
Кузенков П. В. Индиктион Великий // Православная энциклопедия. Т. 22. 2014. С. 553–554.
Кусков В. В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1998.
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1971.
Ранчин А. М. Казанская история // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/literature/text/2032575 (дата обращения 9.09.2022).
Сиренов А. В., Твердюкова Е. Д., Филюшкин А. И. Источниковедение. М.: Юрайт, 2015.
Трофимова Н. В. Автор в древнерусских воинских повестях // Вестник славянских культур. 2011. Вып. 20 (2). С. 56–65.
Трофимова Н. В. Библейские цитаты в воинском повествовании XV — XVI вв. // Наука и школа. 2019. Вып. 2 (19). С. 11–18.
Koester C. R. The Book of Revelation. Oxford: Oxford university press, 2020.
LeGoff J. Der Mensch in Mittelalter. Frankfurt: Fischer, 1996.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.