Тринитарный субординационизм Оригена: опыт переосмысления

Авторы

  • Фокин Алексей Русланович Московская духовная академия; Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия; Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-7491-2019-1-1-66–92

Ключевые слова:

Ориген, христианство, неоплатонизм, патристика, догматическое богословие, триадология, субординационизм, Бог, логос, сущность, ипостась, единосущие

Аннотация

В статье на основе анализа подлинных (в том числе новооткрытых) греческих сочинений Оригена автор показывает, что в богословии александрийского дидаскала Бог Отец рассматривается как Бог в абсолютном, первичном и изначальном смысле, как «Бог Сам по Себе», обладающий Божественной природой во всей полноте её апофатических и катафатических свойств. Сын-Логос наследует эту природу лишь частично и рассматривается Оригеном как «второй Бог», получивший от Отца «Божество» в более широком смысле и обладающий им «по причастию». Он находится в неравном и подчинённом положении по отношению к Отцу, Который больше и выше Сына не только по Своему нарождённому и изначальному Божеству, но и по силе, могуществу, благости, знанию, почитанию и т. д. Установлено, что у Оригена отсутствует ясная концепция единства Божества и единосущия Отца и Сына, а также недостаточно чётко сформулированы онтологические основания Их единства: его богословие предполагает скорее духовно-нравственное и разумно-волевое единство Отца и Сына, чем единство Их сущности или природы...

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Фокин Алексей Русланович, Московская духовная академия; Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия; Институт философии РАН

доктор философских наук, профессор Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия

115035, Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1.

Ведущий научный сотрудник Института философии РАН

109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

al-fokin@yandex.ru

Библиографические ссылки

Alcinous. Epitome doctrinae platonicae / Ed. P. Louis. Paris: Les Belles Lettres, 1945.

Athanasius Magnus. Contra Arianos // PG. 26. Col. 12-468.

Athanasius Magnus. De decretis Nicaene synodi // Athanasius Werke / Hrsg. H. G. Opitz. Berlin: De Gruyter, 1940. Bd. 2.1. S. 1-45.

Athanasius Magnus. Epistulae quattuor ad Serapionem // PG. 26. Col. 529-648.

Clemens Alexandrinus. Stromata // Die griechischen christlichen Schriftsteller / Hrsg. O. Stahlin, L. Fruchtel, Treu. Berlin: Akademie-Verlag, 1960, 1970. Bd. 15, 17, 52.

Gregorius Nazianzenus. Oratio 31 // Gregor von Nazianz. Die fünf theologischen Reden / Hrsg. J. Barbel. Dusseldorf: Patmos-Verlag, 1963. S. 218-276.

Gregorius Nazianzenus. Oratio 39 // PG. 36. Col. 336-360.

Gregorius Nyssenus. Ad Ablabium quod non sint tres dei // Gregorii Nysseni opera / Ed. F. Mueller. Leiden: Brill, 1958. Vol. 3.1. P. 37-57.

Hieronymus. Epistola 124 // PL. 22. Col. 325-1224.

Numenius. Fragments / Ed. E. des Places. Paris: Les Belles Lettres, 1974.

Origenes. Commentarii in Genesim // PG. 12. Col. 92-145.

Origenes. Commentarii in Evangelium Johannis // SC. 120, 157, 222, 290, 385 / Ed. C. Blanc. Paris: Cerf, 1966-1992.

Origenes. Commentarii in Evangelium Matthaei // SC. 162 / Ed. R. Girod. Paris: Cerf, 1970.

Origenes. Commentarii in Epistolam ad Romanos // Journal of Theological Studies, 1912. Vol. 13. P. 210-224; 357-368; Vol. 14. P. 10-22.

Origenes. Contra Celsum // SC. 132, 136, 147, 150 / Ed. M. Borret. Paris: Cerf, 1967-1969.

Origenes. De principiis // Origen. On First Principles / Ed. and transl. J. Behr. Oxford: Oxford University Press, 2017. Vol. 1-2.

Origenes. Fragmenta De principiis. = Justinian. Epistola ad Menam // ACO III. Berlin, 1940.

Origenes. De oratione // Die griechischen christlichen Schriftsteller / Hrsg. P. Koetschau. Leipzig: Hinrichs, 1899. Bd. 3. S. 297-403.

Origenes. Disputatio cum Heracleida // SC. 67 / Ed. J. Scherer. Paris: Cerf, 1960.

Origenes. Fragmenta in Epistolam ad Hebraeos // PG. 14.

Origenes. Homiliae in Jeremiam // SC. 232 / Ed. P. Nautin. Paris: Cerf, 1976.

Origenes. Scholia in Cantica Canticorum // PG. 17. Col. 253-288.

Origenes. Selecta in Numeros // PG. 12. Col. 576-584.

Origenes. Selecta in Psalmos [Dub.] // PG. 12. Col. 1053-1320, 1368-1369, 1388-1389, 1409-1685.

Philo. Quaestiones in Genesim // Les oeuvres de Philon d'Alexandrie / Ed. F. Petit. Paris: Cerf, 1978. Vol. 33.

Photius. Bibliotheca // Photius. Bibliotheque / Ed. R. Henry. Paris: Les Belles Lettres, 1959- 1977. Vol. 1-8.

Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице // Он же. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1. М., 1999.

Фокин А. Р. Учение Оригена о Логосе и логосах // Богословский Сборник ПСТБИ. 2001. № 8. С. 197-226.

Bargeliotes L. Origen's Dual Doctrine of God and Logos // Theologia. 1972. Vol. 43. P. 202-212.

Behr J. The Formation of Christian Theology 1. The Way to Nicaea. Crestwood, N.Y.: St. Vladimir's Seminary Press, 2001. P. 163-206.

Berchman R. M. Origen on The Categories. A Study in Later Platonic First Principles // Origeniana Quinta. Papers of the 5th International Origen Congress Boston College, 14-18 August 1989 / Ed. R. J. Daly. Leuven, 1992. P. 231-252.

Brox N. Spiritualität und Orthodoxie. Zum Konflikt des Origenes mit der Geschichte des Dogmas // Pietas. Festschrift für Bernhard Kötting / Hrsg. von E. Dassmann, K. S. Frank. Münster, 1980. S. 140-154.

Bruns Ch. Trinität und Kosmos. Zur Gotteslehre des Origenes. Münster, 2013.

Cignelli L. Giovanni 14.28 nell'esegesi di Origene // Studii Bibilici Franciscani Liber Annuus 1975. Vol. 25. P. 136-163.

Crouzel H. Théologie de l'image de Dieu chez Origène. Paris, 1956.

Crouzel H. Les personnes de la Trinité sont elles de puis sance inégale selon Origène, "Péri Archon" I, 3, 5-8 // Gregorianum. 1976. Vol. 57. P. 109-125.

Crouzel H. Le Christ Sauveur selon Origène // Studia missionalia. 1981. Vol. 30. P. 63-87.

Crouzel H. Origène. Paris, 1985.

Daniélou J. Origène. Paris, 1948.

Edwards M. J. Did Origen Apply the Word Homoousios to the Son? // Journal of Theological Studies. 1998. Vol. 49. Nо. 2. P. 658-670.

Faye E., de. Origène, sa vie, son œuvre, sa pensée. Vol. 3. Paris, 1928.

Fedou M. La sagesse et le monde. Essai sur la christologie d'Origène. Paris, 1995.

Hanson R. P. S. Did Origen Apply the Word Homoousios to the Son? // Idem. Studies in Christian Antiquity. London, 1983. P. 53-70.

Heine R. E. God // The Westminster Handbook to Origen / Ed. J. A. McGuckin. Louisville; London, 2004. P. 106-113.

Heine R. E. Epinoiai // The Westminster Handbook to Origen / Ed. J. A. McGuckin. Louisville; London, 2004. P. 93-95.

Holz H. Über den Begriff des Willens und der Freiheit bei Origenes // Neue Zeitschrift für systematische Theologie und Religionsphilosophie. 1970. Bd. 12. S. 63-84.

Ivánka E., von. Origenes // Idem. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedeln, 1990. S. 99-148.

Kannengiesser Ch. Écriture et Théologie Trinitaire d'Origène // Origeniana Sexta. Actes du Colloquium Origenianum Sextum Chantilly, 30 août - 3 septembre 1993 / Ed. G. Dorival, A. Le Boulluec. Leuven, 1995. P. 351-364.

Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1968.

Lettelier J. Le Logos chez Origène // Revue des sciences philosophiques et théologiques. 1991. Vol. 75. P. 587-612.

Lilla S. R. C. The Neoplatonic Hypostases and the Christian Trinity // Studies in Plato and the Platonic Tradition. Essays Presented to John Whittaker / Ed. M. Joyal. Aldershot, 1997. P. 127-189.

Lowry Ch. W. Origen as Trinitarian // Journal of Theological Studies. 1936. Vol. 37. P. 225-240.

Markschies Ch. Trinitarianism // The Westminster Handbook to Origen / Ed. J. A. McGuckin. Louisville; London, 2004. P. 207-209.

Marcus W. Der Subordinatianismus als historiologisches Phänomen. Ein Beitrag zu unserer Kenntnis von der Entstehung der altchristlichen ‚Theologie' und Kultur unter besonderer Berücksichtigung der Begriffe OIKONOMIA und THEOLOGIA. München, 1963.

Nemeshegyi P. La Paternité de Dieu chez Origène. Tournai, 1960. O'Leary J. S. Christianisme et philosophie chez Origène. Paris, 2011. Prat F. Origène. Le théologien et l'exégète. Paris, 1907.

Pazzini D. Figio // Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere / A cura di A. M. Castagno. Roma, 2000. P. 161-168.

Ramelli I. L. E. Origen's Anti-Subordinationism and its Heritage in the Nicene and Cappadocian Line // Vigiliae Christianae. 2011. Vol. 65. P. 21-49.

Rist J. M. Eros and Psyche. Studies in Plato, Plotinus and Origen. Toronto, 1964.

Rowe J. N. Origen's Doctrine of Subordination. A Study in Origen's Christology. Bern, 1987.

Schadel E. Zum Trinitätskonzept des Origenes // Origeniana Quarta. Die Referate des 4. Internationalen Origeneskongresses Innsbruck, 2-6 September 1985 / Hrsg. L. Lies. Innsbruck, 1987. S. 203-214.

Simonetti M. Dio (Padre) // Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere / A cura di A. M. Castagno. Roma, 2000. P. 118-124.

Simonetti M. Spirito Santo // Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere / A cura di A. M. Castagno. Roma, 2000. P. 450-456.

Simonetti M. Trinità // Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere / A cura di A. M. Castagno. Roma, 2000. P. 459-466.

Strutwolf H. Gnosis als System. Zur Rezeption der valentinianischen Gnosis bei Origenes. Göttingen, 1993.

Trigg J. W. Origen. The Bible and Philosophy in the Third-century Church. Atlanta, 1983.

Williams R. Arius. Heresy and Tradition. Grand Rapids, Michigan; Cambridge, 2002.

Ziebritzki H. Heiliger Geist und Weltseele: das Problem der dritten Hypostase bei Origenes, Plotin und ihren Vorläufern. Tübingen, 1994.

Загрузки

Опубликован

2021-08-20

Как цитировать

Фокин, А. Р. (2021). Тринитарный субординационизм Оригена: опыт переосмысления. Вопросы богословия, (1 (1), 66–93. https://doi.org/10.31802/2658-7491-2019-1-1-66–92

Выпуск

Раздел

Патрология

Категории