Образ Мелхиседека в Ветхом завете и Таргумах в контексте современных историко-филологических исследований

Авторы

  • Ковшов Михаил Всеволодович Московская духовная академия; Перервинская духовная семинария
  • Попов Иоанн Викторович, диакон Московская духовная академия
  • Тодиев Александр Александрович, священник Московская духовная академия; Перервинская духовная семинария

DOI:

https://doi.org/10.31802/PWG.2022.7.1.003

Ключевые слова:

Мелхиседек, Давид, Салим, Иерусалим, Седек, царь, священство, теофорные имена, старое название Салима, Таргумы

Аннотация

В статье рассматриваются отрывки Священного Писания Ветхого Завета, в которых упоминается Мелхиседек, царь Салимский. Кроме того, анализируются такие темы, как: представление о Мелхиседеке в Пятикнижии; царство Мелхиседека; священство Мелхиседека; представление о Мелхиседеке в Псалтири. В статье рассмотрены теории современных ученых, основанные на изучении недавно обнаруженных рукописей и артефактов. Разбираются теории северной и южной локализации древнего города Салима, который принято считать древним названием Иерусалима. Рассматривается вопрос о причине написания 109 коронационного псалма, гипотезы его возникновения и использования. Раскрывается представление о Мелхиседеке в Таргумах.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ковшов Михаил Всеволодович, Московская духовная академия; Перервинская духовная семинария

кандидат богословия, доцент кафедры библеистики, учёный секретарь кандидатского диссертационного совета № 1 Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

доцент кафедры библеистики Перервинской духовной семинарии

  1. Москва,ул. Шоссейная, 82

paul.quest@nextmail.ru

Попов Иоанн Викторович, диакон, Московская духовная академия

студент магистратуры Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

ioannpopov230@gmail.com

Тодиев Александр Александрович, священник, Московская духовная академия; Перервинская духовная семинария

кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

проректор по учебной работе, заведующий кафедрой богословия, доцент кафедры библеистики Перервинской духовной семинарии

  1. Москва,ул. Шоссейная, 82

al.todiev@ya.ru

Библиографические ссылки

Вiblia Hebraica Stuttgartensia / ed. R. Kittel. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 51997.

Egeria. Itinerarium peregrinatio. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intratext.com/IXT/LAT0719/_PD.HTM (дата обращения 15.04.2022).

Iohannes Chrysostomus. In Genesim (homiliae 1–67) // PG. T. 53. Col. 21–385; T. 54. Col. 385–580.

Iohannes Chrysostomus. In epistulam ad Hebraeos. Homilia 12–14 // PG. T. 63. Col. 95–117.

Josephus: in 9 vol. Vol 1. Cambrige, M. A.: Harvard university press, 1961

Pseudo-Jonathan to the Pentateuch: Text and Concordance. [Электронный ресурс]. URL: http://cal.huc.edu/get_a_chapter.php?file=81001&sub=114&cset=H&clen=5 (дата обращения 20.02.2021).

Targum Neofiti I. [Электронный ресурс]. URL: http://cal.huc.edu/get_a_chapter.php?file=54001&sub=114&cset=H&clen=5 (дата обращения 25.02.2021).

Sperber A. The Pentateuch According to Targum Onkelos. Leiden: Brill, 1992. (The Bible in Aramaic; vol. 1).

Ефрем Сирин, прп. Толкование на первую книгу, то есть на Книгу Бытия // Ефрем Сирин, прп. Творения: в 8 т. Т. 6. М.: Отчий дом, 1995.

Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Евреям // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского: в 12 т. Т. 12. Кн. 1. СПб.: Изд. С.-Петербургской духовной академии,1906. С. 5–281.

Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 2 т. Т. 1. Кн. 1–12. М.: АСТ; Ладомир, 2002.

Иосиф Флавий. Иудейская война / пер. с древнегреч. М. Финкельберг и А. Вдовиченко. М.: Мосты культуры; Гешарим, 2008.

Паломничество по святым местам конца IV века / изд., пер., предисл. и объясн. И. В. Помяловского // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2 (20). С. 1–312.

Тексты Кумрана / введ., пер. с древнеевр. и арам. и комм. А. М. Газова-Гинзберга, М. М. Елизаровой и К. Б. Старковой. СПб.: Петербургское востоковедение, 1996.

Битнер К. А. Кумранская редакция «Песен раба Господня» (Свиток 1QISA) как историко-культурный источник: дисс. канд. ист. наук. СПб.: ИВР РАН, 2016.

Маштакова А. Г. Салим и Иерусалим: традиция отождествления // Вспомогательные исторические дисциплины. 2013. Вып. 32. С. 321–330.

Мень А. прот. Библиологический словарь: в 3 т. Т. 3. М.: Фонд имени Александра Меня, 2003.

Сомов А. Б. Образ Мелхиседека в Послании к Евреям и в иудейских текстах периода Второго храма // Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. Вып. 36. С. 209–229.

Тантлевский И. Р. Царь Давид и его эпоха в Библии и истории. СПб.: Издательство РХГА, 2016.

Hay D. M. Glory at the Right Hand: Psalm 110 in Early Christianity. Atlanta: Society of Biblical Literature, 1973.

Duhm B. Die Psalmen Erklärt. Nashville, T. N.,: Creative Media Partners; LLC, 2018.

Gammie J. G. Loci of the Melchizedek Tradition of Genesis 14:18–20 // JBL. 1971. Vol. 90. P. 385–396.

Horton F. L. The Melchizedek Tradition. A Critical Examination of the Sources to the Fifth Century A. D. and in the Epistle of Hebrews. New York, N. Y.: Cambridge University Press, 1976.

Leslie C. A. Word Biblical Commentary, Psalms 101–150. Nashville, T. N.: Edition Thomas Nelson, 2002. (Word Biblical Commentary; vol. 21).

McNamara. M. Melchizedek Gen 14, 17-20 in Targums, in Rabbinic and Earlly Christian Literature // Biblica. 2000. Vol. 81 (1). P. 1–31.

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

Ковшов, М., Попов, И., & Тодиев, А. (2022). Образ Мелхиседека в Ветхом завете и Таргумах в контексте современных историко-филологических исследований. Вопросы богословия, (1 (7), 37–52. https://doi.org/10.31802/PWG.2022.7.1.003

Выпуск

Раздел

Библеистика

Категории