Сказание о Колочской иконе Божией Матери и её значение в формировании русской государственности

Авторы

  • Священник Димитрий Кельманов Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/CH.2021.5.1.003

Ключевые слова:

Колочская икона Божией Матери, Чудотворные иконы, Богородичные иконы, иеромонах Герман (Тулупов), История Русской Церкви, История России XV–XVII вв., История текста памятника, борьба за власть

Аннотация

Статья посвящена памятнику «Сказание о Колочской иконе Божией Матери» и его значению в формировании русской государственности. В настоящее время в Московских Духовных школах ведётся работа по популяризации творений иеромонаха Германа (Тулупова) и его Четьих-Миней, в частности. Одним из элементов данной работы может стать работа, посвящённая сказанию о Колочской иконе Божией Матери. Истории обретения Колочской иконы посвящена «Повесть о Луке Колочском» – памятник конца XV–начала XVI в. Согласно «Повести...», в 1413 г. в Можайском княжестве на реке Колочи некий крестьянин Лука обрёл чудотворный образ Пресвятой Богородицы, названный впоследствии по месту явления иконы Колочским. Икона представляла собой складень, на затворцах которого были изображены Святитель Николай Чудотворец и пророк Божий Илия. Побывав в разных городах и в столице, Колочская икона стала святыней основанного Можайским князем Андреем Дмитриевичем Колоцкого Успенского мужского монастыря. Обилие упоминаний в летописях и создание литературных произведений, посвящённых Колочской иконе, объясняется тем, что это была первая икона Пресвятой Богородицы, явление которой произошло так близко к Москве. Исследователи отмечают особую роль, которую «Сказание о Колочской иконе» играло в идеологической борьбе великокняжеского дома в процессе становления централизованного Русского государства.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Священник Димитрий Кельманов, Московская духовная академия

студент магистратуры
Николо-Угрешской духовной семинарии

Библиографические ссылки

Дмитриева Н. В. О Тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2007.

Журова Л. И. Сказание о Колочской иконе. Новосибирск: Изд. С. РАН; филиал «Гео», 2000.

Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М.: Наука, 1977.

Книга Степенная царского родословия // ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб.: Издание Археографической коммиссии, 1908.

Кусков В. В. «Степенная книга» как лит. памятник XVI в.: Дис. канд. филол. наук. М.: МГУ, 1951.

Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV–XV вв. / АН СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука, 1976.

Назаров В. Д. Василий II Васильевич // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/3878750 (дата обращения 30.06.2021).

Назаров В. Д. Иван Андреевич // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/3900434 (дата обращения 30.06.2021).

Никоновская летопись // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2663351 (дата обращения 30.06.2021).

Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. 11. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1897 (М.: ЯСК, r2000).

Русские повести XV–XVI веков / сост. М. О. Скрипиль. М.; Л.: Гослитиздат. [Ленингр. отд-ние], 1958.

Русский хронограф // ПСРЛ. Т. 22. М.: ЯСК, 2005.

Семенищева Е. В. Колоцкий монастырь и его основатели // Материалы VIII ежегодной Богословской конференции Свято-Тихоновского богословского института. М., 1998. С. 126.

Собрание Троице-Сергиевой лавры. Минея-четья месяц июль, 1632 г.// ОР РГБ. Ф. 304.I. № 679.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 4. М.: Изд. социально-экономической лит-ры, 1960.

Загрузки

Опубликован

2021-06-15

Как цитировать

Кельманов, Д. с. (2021). Сказание о Колочской иконе Божией Матери и её значение в формировании русской государственности. Церковный историк, (1 (5), 41–49. https://doi.org/10.31802/CH.2021.5.1.003