К вопросу о методологии преподавания церковно-исторической науки

Авторы

  • Первушин М.В. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/CHIST.2019.1.1.021

Ключевые слова:

междисциплинарность, история, филология, методология, гуманитарные науки

Аннотация

Статья посвящена посвящена вопросам методологии, встающим перед современными исследователями в области гуманитарного знания, в частности проблемам междисциплинарных связей в церковно-исторической науке и опасности редукционизма. Процесс широкой дифференциации научных дисциплин неразрывно связан с образованием в XIX веке. Такое положение обеспечило бурное развитие науки. Примером служат исторические дисциплины Московского университета. Целый ряд учёных историков высказывался за широкое взаимодействие наук при изучении истории. Задачей исторической науки стало избежать редукционизма, уйти от обособленного, узко понимаемого исторического исследования, практиковать его многонаправленность, т.е. интегральность. Освободиться истории от однонапавленности помогает филология. Историк, осмысливающий природу социальной информации, которую он воспринимает через исторический источник (как правило, текст), и, с другой стороны, литературовед, исследующий природу информации, воспринимаемой посредством того же текста, выходят за пределы узкопрофессиональных исследовательских целей и задач, и сближение их исследовательских подходов представляется весьма перспективным. Теории и методология, заимствованные из литературоведения, оказали существенное влияние на современное состояние исторического знания. Чем более широким кругом компетенций будет обладать специалист, тем более качественные исследования он сможет осуществлять в рамках конкретной научной области.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Первушин М.В., Московская духовная академия

кандидат богословия, кандидат филологических наук, доцент кафедры Церковной истории МДА

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

1609pm@gmail.com

Библиографические ссылки

L'Histoire et ses méthodes / Samaran Ch. Paris: Publishedby Gallimard, 1961.

Lucas С. Introduction // Constructing the Past: Essays in Historical Methodology / Edited by Jacques Le Goff and Pierre Nora with an introduction by Colin Lucas. Cambridge: UniversityPress, 1985.

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею императорской Академии наук. Т. 1. СПб.: Типография II отделения собственной Е. И. В. канцелярии, 1836.

Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. М., 1994.

Белявский М.Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета / Под ред. М.Н. Тихомирова; Моск. ордена Ленина гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. [М.]: Изд-во Моск. ун-та, 1955.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. / Пер. с нем., сост., вступ. ст., прим. М.С. Козловой. М.: Гнозис, 1994.

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 2. М.: Университетская типография, 1900.

Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1991.

Емченко Е.Б. Стоглав. Исследования и текст. М.: Индрик, 2000.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т: Ин-т «Открытое о-во», 1998.

Кант И. Критика чистого разума / Пер. Н.О. Лосского. М.: Академический проект, 2015.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

Конт О. Общий обзор позитивизма / Под ред. Э.Л. Радлова; пер. с фр. И.А. Шапиро. М.: Книжный дом «Либроком», 2011.

Копейкин К., прот. Богословский и естественнонаучный взгляд на онтологическую природу мироздания // Метафизика. 2001. № 1.

Кун Т. После «Структуры научных революций». М.: Харвест, 2014.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.

Лотова И.П. Проблемы междисциплинарности социально-психологических исследований // Развитие методологии междисциплинарныхисследований в области воспитания и социализациидетей. Сборник научных статей / под ред. Г.Н.Филонова, И.В. Усольцевой. М.: ИСВ РАО, 2014.

Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М.: Наука,1991.

Полное собрание законов Российской империи. I. Т. XXVIII.

Полное собрание законов Российской империи. II. Т. X.

Полное собрание законов Российской империи. II. Т. XXXVIII.

Полное собрание законов Российской империи. III. Т. IV.

ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. М., 1972.

Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. II. СПб., 1864.

Смирнов С.Н. Некоторые тенденции развития междисциплинарных процессов в современной науке // Вопросы философии. 1985. № 3.

Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1921. №19.

Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 1999.

Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.

Шарапов Ю.П. Лицей в Сокольниках. Очерк истории ИФЛИ — Московского института истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского (1931–1941). М., 1995.

Загрузки

Опубликован

2019-06-15

Как цитировать

Первушин, М. (2019). К вопросу о методологии преподавания церковно-исторической науки. Церковный историк, (1 (1), 270–282. https://doi.org/10.31802/CHIST.2019.1.1.021

Выпуск

Раздел

Педагогические штудии

Категории