Давид как новый Моисей в богословии Книг Паралипоменон

Авторы

  • Выдрин Андрей, священник Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/BSCH.2020.1.1.009

Ключевые слова:

Библия, Священное Писание Ветхого Завета, Книги Паралипоменон, Хроники, Древний Израиль, летописец, пророк Моисей, царь Давид, новый Моисей, Соломон, библейское богословие, Иерусалимский Храм, Скиния, Шатёр Встречи

Аннотация

Данная статья посвящена одной из значимых богословских концепций Книг Паралипоменон - образу царя Давида как нового Моисея. Цель статьи - выявить характерные особенности, свидетельствующие о развитии данной богословской идеи. Для этого автор рассматривает несколько эпизодов из повествования Летописца. К таким эпизодам относятся: родословные израильских колен (1 Пар. 2-9); перенесение и установление Давидом Ковчега в Иерусалиме (см. 1 Пар. 13; 15-16); перепись Давида, результатом которой становится определение места для будущего Храма (см. 1 Пар. 21); жертвоприношение Соломона в Гаваоне (2 Пар. 1), имеющее непосредственное отношение к последующему возведению Соломоном Храма (2 Пар. 2-7). Эти фрагменты свидетельствуют о том, что всё повествование Летописца о царствовании Давида и Соломона сосредоточено на процессе учреждения нового богослужебного строя Древнего Израиля, апогеем которого становится строительство Храма в Иерусалиме. Вдохновителем, организатором и устроителем представлен царь Давид. Автор публикации приходит к следующему заключению: для Летописца Давид является истинным основателем нового богослужебного строя Древнего Израиля, который стал прямым наследником древних религиозных традиций эпохи Моисея. Давид свободно изменяет и дополняет многочисленные предписания Моисея, и все последующие цари, начиная с Соломона, поддерживают и регулируют все храмовые службы согласно предписаниям Давида. Кроме того, проводя параллели между сооружением Шатра Встречи и строительством Иерусалимского Храма, Летописец усиливает преемственную связь между Древним Израилем и поколениями свидетелей строительства Второго Храма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Выдрин Андрей, священник , Московская духовная академия

кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

vydan@mail.ru

Библиографические ссылки

Biblia Hebraica Stuttgartensia / hrsg. K. Elliger und W. Rudolph. 5. Auflage. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1997.

French Bible de Jérusalem (1973).

New American Standard Bible (1995).

Septuaginta / hrsg. A. Rahlfs. 2. Auflage. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1979.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Изд. Московской Патриархии, 2013.

Библия. Современный русский перевод. М.: РБО, 2011.

Исторические книги Священного Писания Ветхого Завета (Четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книги Ездры, книга Неемии и Эсфирь) / пер. с евр., подстрочн. примеч. М. Гуляева. Киев: Тип. И. А. Давиденко, 1866.

Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля / пер. с нем. Н. М. Никольского. СПб.:Тип. Ю. Н. Эрлих, 1909.

A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament with an Appendix Containing the Biblical Aramaic / ed. by F. Brown, S. R. Driver and Ch. A. Briggs. Oxford: Clarendon Press, 1907.

Dillard R. B. 2 Chronicles. Waco (TX): Word Books, 1987.

Driver S. R. An Introduction to the Literature of the Old Testament. Edinburg, 1913. P. 315.

Eissfeldt O. The Old Testament: An Introduction, Including the Apocrypha and Pseudepigraphaand Also the Works of Similar Type from Qumran: The History of the Formation of the Old Testament. New York, 1965. Р. 540.

Finkelstein I. The Archaeology of Israelite Settlement. Jerusalem: Israel Exploration Society, 1988.

Hertzberg H. W. Mizpa // ZAW. 1929. Bd. 47. S. 161-196.

Hicks J. M. 1 and 2 Chronicles. Joplin (MO): College Press Publishing Company, 2001.

Holladay W. A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Grand Rapids (MI):Eerdmans Publishing Company, 1971.

Hooker P. K. First and Second Chronicles. Louisville (KY); London; Leiden: Westminster John Knox Press, 2001.

Japhet S. I and II Chronicles. London: SCM Press, 1993.

Jeon J. The Priestly Tent of Meeting in Chronicles: Pro-Priestly or Anti-Priestly? // Journal of Hebrew Scriptures. 2018. Vol. 18. P. 1-15.

Johnstone W. 1 and 2 Chronicles. Vol. 1. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1997.

Kalimi I. Reshaping of Ancient Israelite History in Chronicles. Winona Lake (IN): Eisenbrauns,2005.

Knoppers G. I Chronicles 1-9: А New Translation with Introduction and Commentary. New York: Doubleday, 2003.

Levin Y. Who Was the Chronicler's Audience? A Hint from His Genealogies // JBL. 2003. Vol. 122.P. 244.

Miller J. M., Hayes J. H. A History of Ancient Israel and Judah. London: SCM Press, 1999.

Rudolph W. Chronikbücher. Tübingen, 1955.

S. X.Schley D. G. Shiloh: A Biblical City in Tradition and History // JSOTS. 1989. Vol. 63. P. 26, 161.

Schniedewind W. М. The Chronicler as an Interpreter of Scripture // The Chronicler as Autor /ed. by M. P. Graham and S. L. Mckinzie. Sheffield: JSOT Press, 1999. Р. 158-180.

Street J. M. The Significance of the Ark Narrative: Literary Formation and Artistry in the Bookof Chronicles. New York: Peter Lang Publishing, 2009.

Welch A. C. The Work of Chronicler: Its Purpose and its Date. London: Oxford University Press, 1939.

Williamson H. G. M. 1 and 2 Chronicles. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 1982.

Williamson H. G. M. The Temple in the Books of Chronicles // Templum Amicitiae: Essayson the Second Temple Presented to Ernst Bammel / ed. by W. Horbury. Sheffield: JSOTPress, 1991. P. 15-31

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

Выдрин, А. (2020). Давид как новый Моисей в богословии Книг Паралипоменон. Библейские схолии, (1 (1), 159–175. https://doi.org/10.31802/BSCH.2020.1.1.009

Выпуск

Раздел

Ветхозаветные исследования

Категории