Антропологическая модель «ветхозаветные пророки — шаманы»: основные идеи и критика

Авторы

  • Гасымов Арсений Бахрусович Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.31802/%20BSCH.2025.10.1.005

Ключевые слова:

Ветхий Завет, ветхозаветные пророки, шаманы, антропологическая модель, компаративный метод, библейская критика, посредничество, методологические проблемы

Аннотация

В статье рассматриваются основные идеи антропологической модели «ветхозаветные пророки — шаманы». Целью данной работы является демонстрация несостоятельности указанной антропологической модели, её низкого эвристического потенциала. В исследовании представлены основные идеи авторов, которые разрабатывают данную концепцию: 1) исходной точкой является принцип универсальности религиозного опыта как такового, а также универсальность опыта религиозных специалистов (пророков, шаманов и прочих); 2) общие черты (на основе «семейного сходства» выделяется ряд характеристик: посредничество, целительство, ритуал, гадание и др.); 3) «молчание» библейских текстов (из-за ограниченности исторических данных о ветхозаветных пророках сравнение с шаманами призвано продемонстрировать наличие новой перспективы в подходе к проблеме ветхозаветного пророчество). В статье убедительно показано, что идеи исследователей антропологической модели безосновательны. Во-первых, универсальность религиозного опыта — лишь гипотеза, которую на данном этапе невозможно подтвердить. Во-вторых, среди антропологов и этнографов отсутствует единое понимание терминов «шаман» и «шаманизм», что не позволяет по объективным критериям выделить группу религиозных деятелей, которых можно было бы сравнивать с пророками. В-третьих, ряд других методологических проблем осложняет данное сравнение — историко-религиозный контекст, редукционизм (упрощение обоих феноменов до общих функций), проблема источников (сопоставление двух интерпретированных образов — текстуального и антропологического — не позволяет достичь исторической достоверности выводов). В работе подчёркивается, что весь массив методологических проблем, сопутствующих антропологической модели, не позволяет сравнивать ветхозаветных пророков с шаманами. В исследовании утверждается, что эвристический потенциал сравнительной модели «ветхозаветные пророки — шаманы» крайне скуден, поэтому необходимо сохранять и поддерживать различия между этими феноменами на концептуальном уровне.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Гасымов Арсений Бахрусович, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

119991, Российская Федерация, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп.

arseniy-gas@mail.ru

Библиографические ссылки

Андреев А. В., Гасымов А. Б. Ветхозаветные пророки и шаманы: сопоставление двух феноменов по ключевым аспектам (антропологический подход) // Концепт: философия, религия, культура. 2024. Т. 8. № 3. С. 20–36.

Гасымов А. Б. «Шаманская болезнь» пророка Иезекииля: критика концепции // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2024. Т. 48. С. 140–149.

Козлов В. В., Карамышев А. А. Шаманизм: онтология, психология, психотехника. М., 2011.

Фабри Х. Й. Текст и его история // Введение в Ветхий Завет / Под ред. Э. Ценгера. М.: ББИ, 2008. С. 45–78.

Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза / Пер. с фр. А. А. Васильевой, Н. Л. Сухачева. М.: Ладомир, 2015.

Ambasciano L. An Unnatural History of Religions: Academia, Post-truth and the Quest for Scientific Knowledge. London: Bloomsbury Publishing, 2019.

Carroll R. P. The Elijah-Elisha Sagas: Some Remarks on Prophetic Succession in Ancient Israel // Vetus Testamentum. 1969. Vol. 19. Fasc. 4. P. 400–415.

Day J. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan. London: A&C Black, 2002.

Duhm B. Die Theologie der Propheten als Grundlage für die innere Entwicklungsgeschichte der israelitischen Religion. Belfast: Marcus, 1875.

Grabbe L. L. Shaman, Preacher, or Spirit Medium? The Israelite Prophet in the Light of An th ropo lo gi cal Models // Prophecy and the Prophets in Ancient Israel. Proceedings of the Oxford Old Testament Seminar / Ed. by J. Day. New York: T&T Clark, 2010. Vol. 531. P. 117–132.

Hölscher G. Die Profeten: Untersuchungen zur Religionsgeschichte Israels. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1914.

Hutton R. Shamans: Siberian Spirituality and the Western Imagination. London: Hambledon Continuum, 2001.

Kapelrud A. Shamanistic Features in the Old Testament // Scripta Instituti Donneriani Aboensis. 1967. Vol. 1. P. 90–96.

Kelle B. E. The Phenomenon of Israelite Prophecy in Contemporary Scholarship // Currents in Biblical Research. 2014. Vol. 12. №. 3. P. 275–320.

Koch K. The Prophets: The Babylonian and Persian Periods. London: SCM Press, 1983. Vol. 2.

Miller R. D. Shamanism in Early Israel // Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes. 2011. Vol. 101. P. 309–341.

Muller F. M. Introduction to the Science of Religion: four lectures delivered at the Royal Institution in February and May 1870. London: Longmans Green And Co., 1893.

Nissinen M. Why Prophets Are (Not) Shamans? // Vetus Testamentum. 2020. Vol. 70, №. 1. P. 124–139.

Overholt T. W. Cultural Anthropology and the Old Testament: Guides to Biblical Scholarship Old Testament. Minneapolis: Fortress Press, 1996.

Overholt T. W. Prophecy in Cross-cultural Perspective: a Sourcebook for Biblical Researchers. Atlanta: Scholars Press, 1986.

Overholt T. W. Prophecy: the problem of cross-cultural comparison // Anthropological perspec ti ves on Old Testament prophecy. Semeia 21 / Ed. by B. Lang. Philadelphia: Society of Biblical Literature, 1982. Vol. 21. P. 55–78.

Parker S. B. Possession Trance and Prophecy in Pre-exilic Israel // Vetus Testamentum. 1978. Vol. 28. Fasc. 3. P. 271–285.

Rhie Y. C. Toward an Authentic Korean Biblical Reading: Shamanism and the Bible in Dialogue: dis. … Doctor of Philosophy (Department of Biblical Studies). Sheffield: University of Sheffield, 2013.

Römer T. The So-called Deuteronomistic History: A Sociological, Historical and Literary Intro duc ti on. London: T & T Clark, 2007.

Ruttan L. A., Persinger M. A., Koren S. Enhancement of Temporal Lobe-related Experiences During Brief Exposures to Milligauss Intensity Extremely Low Frequency Magnetic Fields // Journal of Bioelectricity. 1990. Vol. 9. №. 1. P. 33–54.

Smith M. S. The Early History of God: Yahweh and the Other Deities in Ancient Israel. Grand Rapids, Wm. B. Eerdmans Publishing, 2002.

Wacker M. T. Schamaninnen in der Welt der Bibel: ein kulturvergleichendes Experiment // Schlangenbrut. 1997. № 57. S. 17–21.

Wellhausen J. Israelitische und jüdische Geschichte. Berlin: Verlag Alter de Gruyter & Co., 1894. Bd. 2.

Wellhausen J. Prolegomena zur Geschichte Israels. Berlin: G. Reimer, 1896.

Wilson R. R. Prophecy and Society in Ancient Israel. Philadelphia: Fortress Press, 1980.

Загрузки

Опубликован

2025-12-26

Как цитировать

Гасымов, А. Б. (2025). Антропологическая модель «ветхозаветные пророки — шаманы»: основные идеи и критика. Библейские схолии, (1 (10), 83–100. https://doi.org/10.31802/ BSCH.2025.10.1.005